Методическая работа

Повышаем качество образования

Готовимся к педагогическому совету

 

«Повышение качества образования через оптимизацию    и                визуализацию образовательного процесса средствами потенциала информационных ресурсов»

 

 

Визуализация информации

 

Визуализация информации — мощный инструмент донесения мыслей и идей до конечного потребителя, помощник в восприятии и анализе данных.

Особенно выросла роль визуализации в связи с активным развитием информационных технологий. Мы не успеваем не только усваивать, но порой даже бегло ознакомиться с потоком информации, приходящим к нам через Интернет. И именно средства визуализации облегчают восприятие и помогают нашему мозгу справляться с обработкой сотен терабайт данных.

Слово «визуализация» происходит от латинского visualis — воспринимаемый зрительно, наглядный.

Термин «визуализация информации» впервые был предложен в работе Робертсона, Гарда и Макинлея в конце 80-х годов прошлого века, чтобы описать представление абстрактной информации средствами визуального интерфейса.

Но, хотя понятие визуализации появилось совсем недавно, визуальные средства, облегчающие построение ментальных образов, имеют давнюю историю. Примерами визуализации могут служить географические карты, периодическая таблица Менделеева, всевозможные графики и диаграммы и т.п. А педагогам это понятие знакомо под названием одного из традиционных педагогических принципов — принципа наглядности.

Многочисленные исследования подтверждают, что:

  • 90 % информации человек воспринимает через зрение;
  • 70 % сенсорных рецепторов находятся в глазах;
  • около половины нейронов головного мозга человека задействованы в обработке визуальной информации;
  • на 17 % выше производительность человека, работающего с визуальной информацией;
  • на 4,5 % лучше вспоминаются детали визуальной информации;
  • в 60 000 раз быстрее воспринимается визуальная информация по сравнению с текстовой;
  • человек запоминает 10 % из услышанного, 20 % — из увиденного и 80 % — из увиденного и сделанного;
  • человек выполняет инструкцию на 323 % лучше, если она содержит иллюстрации.

Успех визуализации напрямую зависит от того, какое выбрано средство визуализации, как его используют и как оно оформлено.

В этом разделе мы познакомим вас с основными средствами визуализации информации, которые можно использовать в образовательном процессе, и расскажем об особенностях применения данных продуктов.

При умелом использовании средства визуализации информации позволят каждый ваш урок сделать ярким и незабываемым.

 

 Интеллект-карты, или Mind maps

Интеллект-карты (в оригинале Mind maps) — это инструмент визуального отображения информации, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать ее.

Англоязычное словосочетание Mind map дословно переводится как «карта ума» («map» — карта, «mind» — ум). Встречаются и другие варианты перевода этого понятия: ментальная карта, карта мыслей, диаграмма связей или ассоциативная карта.

Интеллект-карта представляет собой древовидную схему, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Ветви, имеющие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.

Интеллект-карты являются разработкой Тони Бьюзена, британского писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. По мнению разработчика, интеллект-карта — это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге. Благодаря этому метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни, где требуется совершенствование интеллектуального потенциала личности или решение разнообразных интеллектуальных задач (рис. 1).

Рис. 1

Сам процесс создания интеллект-карт получил название майндмэппинга (англ. mindmapping) и на сегодняшний день признан удобной и эффективной техникой визуализации мышления и альтернативной записи — в отличие от традиционной линейной формы с использованием текста, списков, таблиц и схем.

Как обычно люди записывают свои мысли? Пишут тексты, при необходимости добавляя таблицы, графики, диаграммы и т.п. И даже если они разработали собственную систему сокращения слов, выделения главных мыслей, содержание от этого принципиально не меняется — линейная запись остается линейной.

Чтобы вникнуть в суть объемного линейного текста, порой требуется приложить значительные усилия. Такой текст сложно запомнить, в нем сложно выделить главное, а самое неприятное — интерес к написанному может пропасть настолько, что идея просто не будет воплощена в жизни.

Другое дело, интеллект-карты. Сплошной текст и схемы однообразны. В майндмэппинге, напротив, используются такие инструменты, которые позволяют максимально разнообразить запись и тем самым активировать восприятие. Разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, образы и символы, значимые лично для вас — все это создает яркий визуальный продукт, который не оставит равнодушным.

Рис. 2

В чем тут секрет? В отличие от линейной формы выражения мыслей, которая производится только одним, левым полушарием мозга, в майндмэппинге задействованы сразу оба, и правое, и левое (рис. 2). Благодаря этому техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.

Интеллект-карты в работе учителя

Что дает использование интеллект-карт?

  • Способность быстро схватывать суть сказанного, прочитанного, увиденного.
  • Более четкое планирование — не от логики, а от важности.
  • Выигрыш во времени.
  • Лучшую фокусировку на изучаемом материале.
  • Креативность, творчество.

Интеллект-карты уже нашли признание в таких областях, как:

  • обучение;
  • запоминание;
  • презентации;
  • планирование;
  • мозговой штурм;
  • принятие решений.

Благодаря очевидным преимуществам интеллект-карты приобретают все большую популярность в сфере образования. Вот лишь некоторые из возможностей применения интеллект-карт в работе педагога:

  • самообразование: что изучать, где, когда;
  • конспект: образовательные объекты, характеристики, выводы, источники;
  • портфолио: курсы, творческие работы, достижения, публикации, методические разработки;
  • методическая разработка: тема, задачи, план, критерии, реализация, анализ, рефлексия;
  • написание статьи: тема, введение, основная часть, заключение;
  • планирование: тематический план, план воспитательной работы, план урока.

Непосредственно на уроке учитель может использовать интеллект-карты (рис. 3):

  • при изложении нового материала;
  • для осмысления и закрепления изучаемого материала;
  • при обобщении и систематизации изученного материала;
  • на этапе контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Рис. 3

Инструменты майндмэппинга

Изначально интеллект-карты рисовались почти исключительно на бумаге при помощи ручки и цветных фломастеров. Позже появились специальные сервисы для создания ментальных карт в сети или на компьютере.

Тони Бьюзен дает несколько советов по созданию ментальных карт на бумаге:

  1. Ключевые слова помещаются не в прямоугольниках или всевозможных пузырях, висящих на ветках, идущих от основной идеи, а на самих ветках.
  2. Ветки должны быть живые и гибкие, чтобы исключить создание монотонных объектов.
  3. На каждой линии пишется только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
  4. Длина линии равняется длине слова.
  5. Слова пишутся печатными буквами. Они должны быть чёткие, легкие в прочтении.
  6. Размеры и толщина букв и линий должна варьироваться в зависимости от важности. Это позволит внести разнообразие, поможет сосредоточиться на главном.
  7. Используются разные цвета. Каждая ветвь может иметь свой цвет.
  8. Должны использоваться рисунки и символы, особенно в центральной части.
  9. Пространство должно быть заполнено, на карте не должно быть пустых мест, однако она не должна быть перегружена. Для создания небольших карт используется формат бумаги А4, для более крупных — А3.
  10. Если ветви чересчур разрослись, их можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
  11. Лист должен быть расположен горизонтально. Тогда будет удобней читать карту.
  12. Когда создание карты закончено, следует визуально оценить её. В случае, если какая-то ветвь покажется некрасивой, это означает, что вопрос требует доработки, мало ясности в понимании этой части вопроса.

Программные средства майндмэппинга

Интернет-сервисы:

  • bubbl.us
    – бесплатно только 3 карты;
    – англоязычный интерфейс;
    – сохранение карты как изображения;
    – можно поделиться картой, отправить по почте;
    – возможно без авторизации создать карту без онлайн-сохранения.
  • cacoo.com
    – бесплатный сервис;
    – русскоязычный интерфейс реализован частично (после авторизации можно установить русский язык, но не все элементы будут на русском);
    – сохранение карты как изображения;
    – можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс;
    – возможна совместная работа с картой нескольких человек.
  • mindmeister.com
    – бесплатно только 3 карты;
    – русскоязычный интерфейс;
    – расширенные по сравнению с bubbl.us возможности редактирования;
    – сохранение карты как изображения;
    – можно поделиться картой, отправить по почте, встроить карту в свой интернет-ресурс;
    – возможно без авторизации создать карту без онлайн-сохранения.
  • Canva.com​
    — 
    бесплатный сервис (в рамках международного социального проекта “Canva для образования” учителя могут подать заявку на получение бессрочного бесплатного доступа к премиум-версии Canva Pro);
    — русскоязычный интерфейс (для работы доступны более 450 кириллических шрифтов);
    — большое количество шаблонов;
    — встроенный редактор позволяет подобрать оптимальное сочетание цветов;
    — возможно работать в команде (класс. группа);
    — к каждому отдельно взятому элементу майндмэп участники команды могут оставлять комментарии;
    — готовые интеллект-карты можно скачать в формате изображения, PDF-файла, встроить в интеренте-ресурс, сохранить в личном облачном хранилище файлов (Google Drive, Dropbox, OneDrive) и т.д.
    — есть веб-версия и версии для мобильных устройств (Android и iOS) (все изменения синхронизируются автоматически).

Бесплатные программы для установки на персональном компьютере:

  • Freemind — одна из самых распространенных бесплатных  программ по построению ментальных карт
    – интуитивно понятное управление;
    – наличие основных функциональных возможностей для построения Mind maps;
    – возможность сохранять карту в различных форматах (jpeg, pdf, html и др.);
    – необходимо перед инсталляцией программы установить Java;
    – невозможно прикреплять документы и файлы к веткам;
    – графические элементы достаточно низкого качества, однако можно прикреплять собственные.
  • XMind — бесплатная программа по созданию ментальных карт, для регистрации достаточно заполнить небольшую форму на сайте
    – после регистрации на сайте можно выкладывать свои карты на одноименном интернет-ресурсе;
    – за небольшую плату можно получить дополнительные возможности: аудиозаметки, совместное использование карты, информацию о задачах, фильтрацию, режим презентации;
    – в бесплатной версии отсутствует конвертация файлов в pdf, текстовый документ, PowerPoint, MindManager.
  • Edraw Mind Map (Free Version) — беспл атная программа для рисования ментальных карт, отличается от своих аналогов тем, что построена на векторной графике. Построение ментальных карт в данной программе напоминает сборку конструктора: в любую часть рабочего пространства можно добавить картинку, стрелку, топик;
    – много вариантов дизайна графических элементов (стрелки, топики, линии, фон);
    – большой простор для творчества, т.к. элементы можно добавлять в любую часть рабочего пространства;
    – можно при помощи «карандаша» рисовать линии любой формы и размера и подписывать их;
    – любой векторный редактор отличается от привычной работы с растровыми изображениями;
    – если нет опыта работы с векторной графикой, какое-то время нужно будет потратить на то, чтобы привыкнуть.

Лента времени

 «Лента времени» (англ. timeline) — это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время. Таким образом можно получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-то событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Кроме того, фрагмент текста или картинку можно оформить как гиперссылку на сторонний ресурс в Интернете, в котором событие раскрывается более подробно.

 Лента времени идеально подходит для организации образовательного процесса по самым различным школьным предметам. Самый яркий пример — это использование лент времени на уроках истории. Благодаря чёткому представлению в виде временных отрезков и визуальному оформлению ленты учащиеся смогут лучше представить какое-то событие и быстрее запомнить его. Ход второй мировой войны, ход отдельно взятого сражения, жизнеописание великого полководца или политика — все это прекрасно визуализируется с помощью timelines.

Использовать ленту времени можно и на других уроках, например, литературы, математики, физики, географии и т.д. Единственным условием для этого является наличие в содержании изучаемого материала хоть какой-нибудь хронологии.  Так, на уроках литературы в виде ленты времени можно представить жизненный путь изучаемых писателей и поэтов, на уроках географии — хронологию освоения полезных ископаемых или географических открытий, на уроках биологии — фазы превращения гусеницы в бабочку и т.п.

Вы можете включить в ленту времени и события своей семьи, вашу родословную или родословные ваших учащихся, а также какие-то темы из истории искусств, музыки, науки, транспорта, внеся разнообразие в организацию воспитательной работы в классе.

Лента времени станет незаменимым помощником в обучении детей любого возраста, как младшего школьного, так и старшего, облегчив восприятие и запоминание временных цепочек. Попробуйте ленту времени в действии — и вы быстро оцените возможности этого визуального инструмента.

Сервисы для создания лент времени

1.TimeRime.com — онлайн-сервис для создания лент времени. Работа с сервисом интуитивно понятна. В события можно добавлять текст, видео, графику, звук (mp3). Есть возможность совместной работы. В бесплатной версии ограничение на хранение размера созданной ленты времени в 50 Мб, количество событий на ленте не больше 100, видео можно добавлять только с YouTube. Для школ, университетов и других образовательных учреждений TimeRime предлагает платное использование сервиса. Это позволит создать закрытую среду, которая доступна с паролем для преподавателей и учащихся. В платном аккаунте нет рекламы, участники могут видеть только то, что создали учителя и учащиеся конкретной школы. 

  1. Timetoast.com— cервис позволяет размещать события в хронологическом порядке. Лента времени служит для создания событийно-временных линеек, на которые наносятся события. Хронология событий может включать фиксированную дату, описание, ссылку на ресурсы в Интернете, связанные с этим событием.

Фотоколлаж

Фотоколлаж — еще одно из средств визуализации информации, которое может использовать в своей работе учитель.

В изобразительном искусстве коллаж является техническим приемом, который заключается в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Фотоколлаж как производная коллажа представляет собой произвольное соединение в одной картинке или фотографии нескольких фотоизображений, иногда даже не связанных между собой по стилю и содержанию.

При создании фотоколлажей используются различные визуальные приемы, которые позволяют сделать итоговую картинку яркой и запоминающейся: наложение одного изображения на другое, совмещение нескольких изображений в одном, представление фото в виде мозаики или пазла, вставка яркой подложки, всевозможные рамочки, фигуры, линии и т.п.

Создавать фотоколлажи можно как вручную, используя бумажную или текстильную основу и распечатанные фотографии, так и на компьютере с помощью специальных программ или онлайн-сервисов.

Если вы хотите создать фотоколлаж с единственным и неповторимым дизайном, то для этого лучше всего подойдет Photoshop  (или другой графический редактор) и ваше воображение. Надо отметить, что на такую «ручную» работу может уйти несколько часов времени, зато и результат, несомненно, порадует.

Однако если перед вами не стоит задача создать уникальное творение, то практичнее сделать фотоколлаж в одном из онлайн-сервисов с уже готовыми шаблонами. Создание коллажа в таком сервисе займет считанные минуты. Вы просто вставляете необходимые фотоизображения в выбранный шаблон и нажимаете кнопку «создать» («сгенерировать»). Полученный продукт можно скачать на компьютер, выслать по электронной почте или поделиться им в соцсетях с друзьями.

Фотоколлаж в работе учителя

Фотоколлаж априори является яркой картинкой, привлекающей к себе внимание, благодаря чему его можно использовать везде, где требуется презентация кого- или чего-либо:

  • фотоколлаж целого класса или отдельной группы учащихся, например, победителей конкурсов, соревнований, участников форума или пленера (на сайте, в блоге, в мультимедийной или видеопрезентации, на доске объявлений в школе и т.п.);
  • результаты образовательного или воспитательного проекта, коллективной работы, отдельных работ, представленных на выставках изобразительного искусства, декоративно-прикладного, технического творчества и т.п.;
  • на уроках при ознакомлении с новым материалом, при подведении итогов, в любой учебной ситуации, где требуется представить какие-то продукты образовательной деятельности;
  • в портфолио учащегося или учителя;
  • в поздравительных открытках, газетах-молниях;
  • в работе школьных музеев и галерей детского творчества.

Помимо того, фотоколлаж можно использовать и как инструмент для организации большого количества визуальной информации. Например, у вас накопилось несколько сотен фотографий, сделанных во время школьных или внутриклассных мероприятий. Скорее всего, через год их станет еще больше, но наша жизнь настолько стремительна, что на просмотр этих фото просто не хватает времени. И здесь фотоколлаж может сыграть очень нужную роль. Самые важные и значимые фотографии мы оформляем в форме коллажа, а остальные можно спокойно удалить.

И еще одна сфера применения фотоколлажа — это создание разножанровых графических произведений, которые затем можно использовать на уроках гуманитарного цикла и в воспитательной работе. Миру известны авторы, создававшие сатирические, философские, политические, пропагандистские фотоколлажи. Вы можете стать следующим! И в этом творчестве нет никаких ограничений — всё здесь зависит только от вашей фантазии и желания.

Сервисы для создания фотоколлажей

  1. Photovisi.com это бесплатный и легкий в использовании онлайн-инструмент для создания фотоколлажей. Для начала работы регистрация не нужна. Вы просто нажимаете кнопку на главной странице «Приступить к созданию» и попадаете на страницу, где можно выбрать один из сотен шаблонов. После этого вы добавляете фотографии со своего компьютера или из соцсетей (Facebook, Instagram) и, если полученное изображение вас устраивает, генерируете коллаж нажатием на кнопку «Отделка». Если чувствуете, что фотоколлаж еще требует доработки, можете воспользоваться дополнительными функциями «Добавить форму»«Добавить текст»«Изменить фон». После генерации коллажа вы получите на выбор два варианта, как поступить с полученным изображением. Выбрав бесплатный, вы сможете сохранить коллаж на компьютере, выслать на почту или поделиться им в сетях, но с водяным знаком сервиса. Избавиться от водяного знака можно, только оплатив определенные услуги сервиса. Платный аккаунт позволяет также создавать коллажи в более высоком разрешении. Сервис многоязычный, при выборе русского языка часть интерфейса переводится, часть так и остается на английском языке.
  2. Avatan(«Аватан») — онлайн-фоторедактор с очень широкими возможностями. Он позволяет как редактировать отдельные фотографии, так и создавать целые коллажи. Для работы в редакторе не требуются регистрация, оплата и скачивание программы на компьютер. Весь процесс редактирования происходит в режиме online. Просто загрузите фотографии со своего компьютера или из социальных сетей — и в несколько нажатий мышкой получите готовый коллаж. Сохранить полученное изображение можно там же — либо на компьютере, либо в одной из социальных сетей.

Преимущества Аватана: 

на итоговых изображениях нет водяных знаков;

можно сохранить созданный коллаж в достаточно большом разрешении;

редактор позволяет менять размеры фотографий, яркость, контрастность, текстуру, ретушировать, наносить текст, добавлять рамки и наклейки и мн.др.

Совершенно бесплатный, легкий в использовании, позволяющий быстро сделать уникальный продукт — Аватан наверняка придется вам по вкусу!

  1. Онлайн-редактор Canvaпредлагает уже готовые стильные дизайны не только для создания коллажей, презентаций, плакатов, сертификатов, открыток, но и графиков. Кроме того, можно редактировать уже имеющиеся собственные фотографии или изображения. Сервис позволяет очень просто напечатать текст на изображении, чтобы поделиться важной информацией с другими. Набранный текст можно форматировать, подобрав свой собственный шрифт, стиль и цвет.

Возможности редактора достаточно широки. После создания необходимого материала его можно скачать на компьютер, поделиться им в социальных сетях и на веб-страницах, а также работать над его редактированием совместно. Сервис доступен на русском языке, большинство инструментов для создания какого-либо материала бесплатны.

Для работы в редакторе следует зарегистрироваться.

 

а

Отчёт тематических мероприятий за март — «Сделай себя сам»

«СДЕЛАЙ СЕБЯ САМ» Трудись, и все получится! В марте прошли открытые классные часы согласно направлению месяца: трудовое, экономическое воспитание и профориентация. Труд занимает одно из наиболее важных...

План

«Создание здоровьесберегающего и безопасного пространства в учреждении образования»

31.03.2021 в нашей школе прошел Педагогический совет. Форма проведения педагогического совета была необычна – квест-тренинг и выбрана она была не случайно. Ведь тема раскрывала...

Отчёт о проведении декады учебного предмета «Изобразительное искусство» в I-IV классах

Девиз: «Всё, что мы делаем, нужно! Значит, давайте трудиться честно, усердно и дружно»! Сроки проведения: 02.02.2021- 11.02.2021г. Предметно – методическая  декада проводилась с целью способствовать развитию познавательного интереса...
10

Отчёт о проведении предметно – методической декады по учебному предмету «Человек и мир»...

Девиз:«Не стыдно не знать, стыдно не учиться»! Сроки проведения: 01.12.2020- 10.12.2020. Предметно – методическая декада в I-IV классах проводилась с целью воспитания позитивного  отношения учащихся к...

Отчёт о проведении Декады химии и биологии 10 — 20 октября 2020 года

С 10 ноября по 20 ноября 2020 года в государственном учреждении образования «Средняя школа № 8 г. Жодино»  прошла Декада химии и биологии. Она...

Отчёт о проведении Декады гуманитарных наук 05 -17 октября 2020 года

С 05 по 17октября 2020 года в государственном учреждении образования «Средняя школа № 8 г.Жодино» школе прошла Декада гуманитарных наук.. Декада стала хорошей возможностью...

Научное общество учащихся «Ритм» продолжает свою работу в 2020/2021 учебном году…

Шам Алина (11 класс) – руководитель - учитель белорусского языка и литературы Минцевич С.М., Бахто Валентина, Бахто Надежда (9 «А») – руководитель- учитель истории...