Представленная ниже анкета, разработанная А де Ханом и Г. Кафом [19., с. 61 – 65], состоит из 7 блоков-индикаторов с характерными признаками одаренности в определенной сфере деятельности: технической, музыкальной, артистической, интеллектуальной, спортивной, литературной, художественной.
Инструкция: оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех восьми блоках-индикаторах. Если какая-то характеристика особенно подходит к вашему ребенку, ставьте ему 5 баллов, если она выражена только хорошо – 4 балла, и так далее (но не ставьте ему оценку ниже двух баллов!).
- У вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:
- интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
- сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
- может чинить неисправные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, поделок, находит оригинальные решения;
- интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
Всего 6 характерных признаков.
- Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:
- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
- поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
- сочиняет свои собственные мелодии;
- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Всего 5 характерных признаков.
- Артистический талант проявляется у вашего ребенка в том, что он:
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится чтобы его зрители были взрослые;
- с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
- пластичен и открыт всему новому;
- любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Всего 7 характерных признаков.
- У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает школьный материал;
- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
- любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;
- обгоняет своих сверстников по учебе причем, необязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;
- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но необязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни
Всего 9 характерных признаков.
- Ярко выражен спортивный талант, если он:
- энергичен и все время хочет двигаться;
- смел до безрассудства, не боится синяков и шишек;
- почти всегда берет вверх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
- неизвестно, когда успел научиться ловкости управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
- лучше многих других сверстником физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
- кажется, что никогда всерьез не устает;
- подражает своему любимому герою-спортсмену.
Всего 8 характерных признаков.
- У вашего ребенка литературные дарования, если он:
- рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
- выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
- изображает персонажей своих фантазий живыми и интересными, «очеловеченными»;
- любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Всего 5 характерных признаков.
- Художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:
- не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения;
- в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
- серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение, – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
- не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем, может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Всего 6 характерных признаков.
Затем суммируйте баллы внутри каждого из восьми блоков-индикаторов. Полученную сумму поделите на число признаков таланта в каждом блоке-индикаторе (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих музыкальный талант, надо поделить на пять).
