Представленная ниже анкета, разработанная А де Ханом и Г. Кафом [19., с. 61 – 65], состоит из 7 блоков-индикаторов с характерными признаками одаренности в определенной сфере деятельности: технической, музыкальной, артистической, интеллектуальной, спортивной, литературной, художественной.

Инструкция: оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех восьми блоках-индикаторах. Если какая-то характеристика особенно подходит к вашему ребенку, ставьте ему 5 баллов, если она выражена только хорошо – 4 балла, и так далее (но не ставьте ему оценку ниже двух баллов!).

  1. У вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:
  • интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
  • любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
  • сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
  • может чинить неисправные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, поделок, находит оригинальные решения;
  • интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Всего 6 характерных признаков.

  1. Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:
  • любит музыку  и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  • поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
  • сочиняет свои собственные мелодии;
  • научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Всего 5 характерных признаков.

  1. Артистический талант проявляется у вашего ребенка в том, что он:
  • часто, когда ему  не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
  • стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  • с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится чтобы его зрители были взрослые;
  • с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
  • пластичен и открыт всему новому;
  • любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Всего 7 характерных признаков.

  1. У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:
  • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает школьный материал;
  • задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
  • любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;
  • обгоняет своих сверстников по учебе причем, необязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;
  • гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
  • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
  • очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но необязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни

Всего 9 характерных признаков.

  1. Ярко выражен спортивный талант, если он:
  • энергичен и все время хочет двигаться;
  • смел до безрассудства, не боится синяков и шишек;
  • почти всегда берет вверх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  • неизвестно, когда успел научиться ловкости управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  • лучше многих других сверстником физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
  • предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
  • кажется, что никогда всерьез не устает;
  • подражает своему любимому герою-спортсмену.

Всего 8 характерных признаков.

  1. У вашего ребенка литературные дарования, если он:
  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
  • любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
  • выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
  • изображает персонажей своих фантазий живыми и интересными, «очеловеченными»;
  • любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Всего 5 характерных признаков.

  1. Художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:
  • не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения;
  • в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
  • серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
  • когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  • стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение, – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
  • не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем, может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Всего 6 характерных признаков.

Затем суммируйте баллы  внутри каждого из восьми блоков-индикаторов. Полученную сумму поделите на число признаков таланта в каждом блоке-индикаторе (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих музыкальный талант, надо поделить на пять).