Допрофильная и профильная подготовка учащихся и профориентационная работа

Допрофильная подготовка и профориентационная работа направлены на:

выявление интересов и склонностей, способностей учащихся;

оказание психолого-педагогической помощи учащимся в выборе учебных предметов для их изучения на повышенном уровне, профиля образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;

формирование у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору сферы трудовой деятельности, умения соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной сферой трудовой деятельности;

развитие у учащихся познавательных интересов и познавательной активности, креативности, способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, необходимой для трудовой мобильности.

Основными структурными компонентами допрофильной подготовки являются:

профориентационная работа (информирование, консультирование, диагностика и др.);

психолого-педагогическое сопровождение;

факультативные занятия;

объединения по интересам;

образовательные мероприятия;

изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в VIII–IX классах.

В образовательной практике могут реализовываться следующие модели организации допрофильной подготовки и профориентационной работы:

в рамках одного учреждения общего среднего образования;

в форме сетевого взаимодействия учреждений общего среднего образования;

в форме сетевого взаимодействия учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования детей и молодежи.

Для учащихся IX класса, желающих продолжить образование по техническим специальностям на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования, рекомендуем организовать факультативные занятия, направленные на повышение их графической грамотности по учебным программам «Техническая графика» В целях научно-методической поддержки допрофильной подготовки и профориентационной работы на национальном образовательном портале размещаются статьи о психолого-педагогическом сопровождении процесса допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (https://adu.by/ Педагогам / Педагогическая мастерская / Статьи).

Профильное обучение – это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с получением учащимися качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учетом их способностей, склонностей и интересов.

Изучение учебных предметов на повышенном уровне организуется в режиме пятидневной учебной недели, а изучение профессионально ориентированных и иных факультативных занятий целесообразно осуществлять в шестой школьный день.

Зачисление учащихся в профильные классы средних школ проводится на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 7. В профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

В 2022/2023 учебном году в 10 классах открыты следующие профили:

10 «А» класс  с изучением на повышенном уровне учебных предметов «Английский язык» и «Обществоведение»;

10 «Б» класс  с изучением на повышенном уровне учебных предметов «Химия» и «Биология»; «Математика» и «Физика».

    Для учащихся 10 «А» и 10 «Б» классов организована педагогическая группа с обязательным освоением учебной программы факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию»

Продолжают изучение на повышенном уровне учебных предметов учащиеся 11 классов:

11 «А» класс  — учебные предметы «Английский язык» и «Обществоведение»;

11 «Б» класс  — учебные предметы «Химия» и «Биология»; «Английский язык» и «Математика».

Открыты классы с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне на II ступени общего среднего образования:

5 «А» и 5 «Б» класс с изучением на повышенном уровне учебного предмета «Английский язык»;

8 «А» класс правовой направленности с  изучением на повышенном уровне учебного предмета «История Беларуси»;

8 «Б» класс с  изучением на повышенном уровне учебного предмета «Английский язык»;

8 «А» класс правовой направленности с  изучением на повышенном уровне учебного предмета «Математика»

Нормативные правовые и инструктивно-методические документы

  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» от 22.06.2022;
  • Кодекса Республики Беларусь об образовании. Закон Республики Беларусь от 14.01.2022 № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».
  • Типовые учебные планы для всех видов учреждений общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.05.2022 № 120,

Учебные программы по всем учебным предметам для каждого класса размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы; Учебные предметы. V–XI классы.

Профильное обучение

Профильное обучение – это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с получением учащимися качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учетом их способностей, склонностей и интересов. В соответствии с Программой деятельности Правительства...