23 декабря 2024 на базе Белорусского национального технического университета прошел республиканский семинар «Класс инженерной направленности: опыт, проблемы, перспективы». Мероприятие было направлено на обмен опытом, выявление проблем в организации работы в инженерных классах и наиболее продуктивных решений, определение задач на перспективу. Участие в семинаре приняли начальник Главного управления профессионального образования Министерства образования Республики Беларусь Сергей Пищов, первый проректор БНТУ Андрей Сафонов, проректор по учебной работе Барановичского государственного университета Евгения Ритвинская, заместитель начальника службы организационно-кадровой работы управления Белорусской железной дороги Наталья Камкичева, заместитель начальника управления дошкольного, общего среднего специального образования Академии последипломного образования Константин Петров, начальник управления аналитической работы, науки и информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Елена Мелешкова, начальник обособленного подразделения «Центр трансфера технологий» Барановичского государственного университета Антон Толкач, заместитель начальника управления персонала ЗАО «АТЛАНТ» Вадим Микулич, начальник центра развития инженерного образования и организации учебного процесса БНТУ Татьяна Канашевич, консультант Главного управления общего среднего и дошкольного образования Министерства образования Наталья Иванова, коммерческий директор ИООО «АСКОН БЕЛ» Ольга Кончевская и методист Центра развития инженерного образования и организации учебного процесса Илона Когарева.
Участники обсудили вопросы выбора учащимися будущей специальности, образования в области охраны окружающей среды, работу с инженерными классами, организацию мероприятий для повышения заинтересованности молодежи в инженерных направлениях и многое другое. В завершение семинара были поставлены следующие задачи: усиление и улучшение качества профориентационной работы; информирование родителей о возможности поступления в учреждения высшего образования без вступительных испытаний; организация участия учащихся инженерных классов в общественной жизни предприятия и сотрудничества с предприятиями – заказчиками кадров; информирование выпускников инженерных классах о возможностях целевой подготовки; анализ планов выпускников на поступление и корректировка профориентационной работы; активное использование допрофильной подготовки; включение в работу инженерных классов профориентационной работы с законными представителями учащихся инженерных классов; способствование созданию позитивного образа промышленных предприятий; проведение занятий на базе лабораторий конструкторских бюро на предприятиях страны; осуществление разработки тем научно-исследовательских работ и проектов совместно с предприятиями исходя из актуальной проблематики. Желаем участникам семинара успешной работы с учащимися инженерных классов.
20 декабря 2024 года в БГПУ состоялось расширенное заседание Координационного совета по вопросам непрерывного педагогического образования с участием заместителя Министра образования Республики Беларусь А.В. Кадлубая. На заседании обсуждались вопросы функционирования профильных классов педагогической направленности и предложения по совершенствованию механизма привлечения выпускников педагогических классов для получения высшего и среднего специального образования по педагогическим специальностям. На заседании присутствовали представители субъектов учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования (далее – УНИК НПО, руководители управлений образования исполнительных комитетов города Минска и всех областей Беларуси.
С приветственным словом к собравшимся обратился заместитель Министра образования А.В. Кадлубай. Он отметил, что за 10 лет своего существования педагогические классы проделали огромный путь: от идеи, до полномасштабной системы, которая охватывает все регионы страны и имеет последователей даже за пределами Республики Беларусь. Вместе с тем, Александр Владимирович подчеркнул, что необходимо избегать формального подхода при отборе учащихся в педагогические классы для того, чтобы увеличить количество выпускников, поступающих на педагогические специальности.
С докладом о функционировании профильных классов педагогической направленности, их актуальном состоянии и путях развития выступил председатель Координационного совета по вопросам непрерывного педагогического образования, ректор БГПУ А.И. Жук. Александр Иванович отметил, что в педагогическую профессию должны приходить достойные, хорошо подготовленные педагоги, ведь именно молодое поколение будет определять будущее нашей страны. Поэтому в Беларуси уделяется пристальное внимание решению проблемы отбора, привлечения в педагогическую профессию наиболее мотивированной, способной к педагогической деятельности молодежи. Ректор напомнил присутствующим историю создания профильного обучения в стране, показал динамику развития профильного обучения и сети педагогических классов в разрезе регионов, а также указал на «точки роста» в работе по привлечению мотивированных выпускников школ и гимназий на педагогические специальности.
Начальник отдела дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета Е.В. Мартинкевич дополнила первое выступление информацией об организации деятельности профильных классов педагогической направленности в Минской области, о мерах, предпринимаемых руководством области по поддержке молодых специалистов для их закрепляемости на рабочих местах.
Ректор государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент С.А. Сергейко поделилась опытом методического сопровождения профильных классов педагогической направленности Гродненского региона. Особый интерес у присутствующих вызвала работа ИРО с родителями педагогов: клуб родителей будущих педагогов, премия «Взрастившему педагога» и др.
Новым субъектом Кластера в этом году стало государственное учреждение образования «Минский городской педагогический колледж». Векторы взаимодействия педагогического колледжа с учреждениями образования по привлечению выпускников на педагогические специальности обозначила в своем выступлении заместитель директора по производственному обучению С.С. Елисеева.
Большой вклад в развитие педклассовского движения вносят школы-лаборатории кластера. Они активно внедряют передовой педагогический опыт, ведут эффективную учебно-методическую работу, осуществляют системную профильную и допрофильную подготовку обучающихся к выбору педагогической профессии. Модель педагогической профилизации в рамках школы-лаборатории поделилась Ю.В. Саматыго, директор государственного учреждения образования «Лошницкая гимназия Борисовского района».
По итогам заседания заместитель министра образования Александр Владимирович Кадлубай отметил значимость проводимой работы на всех уровнях системы образования. Еще раз подчеркнул важность личного примера каждого работающего педагога для создания у учащихся устойчивой мотивации и популяризации педагогической профессии.
Познакомиться с материалами этого и предыдущих заседаний можно на сайте Центра развития педагогического образования БГПУ и на сайте УНИК НПО.