Если человек не знает к какой пристани он держит свой путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека

Профессиональная ориентация

Конечной целью профориентации является принятие учащихся осознанного и ответственного выборы будущей профессии

Как помочь ребенку выбрать профессию

Стоит ли поступать на филологический, если сын хорошо знает только гуманитарные предметы? С техническими науками не «дружит», но рвется в программисты. А я боюсь, что парень не вытянет спецпредметы и учеба превратится в сплошное мучение. Как помочь сыну выбрать профессию?

Момент выбора будущей профессии очень волнительный. Не требуйте от ребенка определиться раз и навсегда. Помогайте, но не давите и ни в коем случае не подталкивайте к «правильному» выбору. Подросток радостно переложит на вас ответственность за принятое решение, а потом вы будете виноваты! Если сыну интересна филология, он понимает, кем и где сможет работать, и его это устраивает — пусть поступает на филологический.

Однако часто дети руководствуются тем, какие предметы им даются легче, и не задумываются о будущей работе. Такой путь изначально тупиковый. Ведь ребенок действует с целью не достичь успеха, а избежать неудачи. Разберитесь, зачем сыну быть программистом. Сейчас многие дети хотят хорошо зарабатывать, потому выбирают эту профессию. Если это страховка от бедности, то покажите ребенку реальные примеры, как люди добиваются успеха с «неденежными» специальностями. Ведь главное — любить свое дело и получать от него удовольствие, тогда и деньги придут. Если же сыну действительно интересен мир IT, не ждите поступления, начинайте в школе проходить курсы по программированию, покупайте ему специализированную литературу. Нет такого вердикта «не идут предметы» — есть недостаток мотивации или неинтересная подача предмета. Ищите другого учителя, репетитора. Купите сыну справочник для поступающих в ВУЗы, ССУЗы. Предложите вырвать страницы со специальностями, которые ему не нравятся. Затем пусть составит список из профессий, которые его заинтересовали. Найдите в интернете их описание, ответьте на вопросы, которые возникнут. Теперь откорректируйте этот список, удалив из него специальности, которые неинтересны. Поищите среди знакомых и коллег представителей оставшихся профессий и дайте возможность сыну побеседовать с ними, задать вопросы. Ребенок должен четко понимать, сколько денег зарабатывают члены его семьи, на что уходит семейный бюджет. Посмотрите уровень заработной платы по выбранным специальностям. Сравните ВУЗы и ССУЗы, где готовят по выбранным специальностям, выясните, какие предметы придется изучать. Ребенку должно быть интересно — это самое главное! Дайте ему время переварить информацию и ждите его решения.

Рекомендации родителям по профориентации

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребёнку подумать над тем, каким требованиям по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. Д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки – названия профессий, кажущихся ребёнку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требования и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет – минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребёнку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации – не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

Шаг 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. К профориентационной работе можно привлечь и друзей и знакомых.

Шаг 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет – сайты. Иногда в подобных изданиях ребёнок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители).

Шаг 4. От слов – к делу. Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребёнка заинтересовала какая – то профессия, предложите ему «прорепетировать» ее в профессиональном кружке, секции, классе.

Шаг 5. Предложите ребёнку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя – свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек, скорее всего добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой соответствует его способностям. В школе педагог — психолог сможет помочь вашему ребенку, провести профориентационное тестирование. В Интернете есть сайты (например, www.kudapostupat.by), которые позволяют “нащупать” профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель профориентационного тестирования – не выдать готовый результата на вопрос “кем быть”, а “запустить” процесс самопознания, помочь ребёнку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет.

Шаг 6. В институт – на экскурсию, Неплохо сводить ребёнка на “день открытых дверей” в ВУЗ – и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение – ведь совсем не обязательно, что именно здесь ребёнок захочет провести свои студенческие годы. Идите в ВУЗ просто как в музей – посмотреть, пообщаться, прочувствовать “мое – не мое”.

Шаг 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.