Готовимся к Централизованному экзамену

Министерство образования Беларуси приняло постановление №108 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2024/2025 учебном году». Документ опубликован на портале pravo.by

Документом установлено, что в 2024/2025 учебном году:

♦ Выпускники 11 классов будут сдавать два ЦЭ – один по профильному предмету на свой выбор и один – по госязыку.

Из профильных предметов можно выбрать ЦЭ по:

  • физике,
  • математике,
  • химии,
  • биологии,
  • иностранному языку (английский, немецкий, испанский, французский, китайский),
  • истории Беларуси,
  • всемирной истории (новейшее время),
  • географии,
  • обществоведению.

Даты сдачи ЦЭ по профильному предмету:

  • Основной день – 26 мая (понедельник).
  • Резервные дни для сдачи ЦЭ совпадут с датами проведения централизованного тестирования (ЦТ) в резервные дни и будут установлены в 2025г. дополнительными законодательными актами.
  • Иные сроки – 18 августа 2025 г.

ЦЭ по белорусскому или русскому языку

Какой из двух госязыков сдавать, учащиеся выбирают самостоятельно.

Даты сдачи ЦЭ по госязыку

  • Основной день — 29 мая 2025 г. (четверг).
  • Резервные дни для сдачи ЦЭ совпадут с датами проведения централизованного тестирования (ЦТ) в резервные дни и будут установлены в 2025г. дополнительными законодательными актами.
  • Иные сроки – 20 августа 2025 г.

 

♦ Выпускники 9 классов будут сдавать экзамены в школе по:

  • белорусскому языку (изложение в письменной форме);
  • русскому языку (изложение в письменной форме);
  • математике (контрольная работа в письменной форме);
  • истории Беларуси (по билетам в устной форме).

Даты выпускных экзаменов:

  • Основные сроки проведения – с 2 по 13 июня 2025 г.
  • Иные сроки – с 18 по 25 августа 2025 г.

♦ Кроме того, постановлением Министерства образования определены даты проведения итоговых испытаний и для других категорий учащихся.

Среди них ученики с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения и трудностями в обучении, а также ученики спецшкол, гимназии–колледжа искусств, спецшкол и училищ закрытого типа и другие.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 11 июля 2022 г. №184 .pdf

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 декабря 2022 г. №509 .pdf

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЦЭ и ЦТ 2024 г. по учебным предметам «Русский язык» и «Белорусский язык»

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЦЭ и ЦТ 2024 г. по учебному предмету «Физика»

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЦЭ и ЦТ 2024 г. по учебному предмету «Математика»

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЦЭ и ЦТ 2024 г. по учебному предмету «Химия»

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЦЭ и ЦТ 2024 г. по учебному предмету «Биология»

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЦЭ и ЦТ 2024 г. по учебному предмету «Иностранный язык»

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЦЭ и ЦТ 2024 г. по учебному предмету «История Беларуси»

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЦЭ и ЦТ 2024 г. по учебному предмету «Обществоведение»

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЦЭ и ЦТ 2024 г. по учебному предмету «География»

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЦЭ и ЦТ 2024 г. по учебному предмету «Всемирная история

Согласно п. 60 Положения о порядке организации и проведения централизованного тестирования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2006 № 714 (далее – Положение), при выполнении тестов по химии и физике допускается использование калькулятора, который не является средством хранения, приема и передачи информации.

Целесообразность использования калькуляторов на централизованном тестировании (далее – ЦТ) по данным предметам обусловлена тем, что при решении задач необходимо работать с величинами и константами, значение которых определяется строго без округлений, и использование калькулятора по данным учебным предметам при жестком регламенте времени на ЦТ позволяет быстрее произвести математические вычисления, выполнение которых не является показателем уровня предметной компетенции.

Конструирование (разработка) тестовых заданий ЦТ по химии и физике проводится РИКЗ таким образом, чтобы для выполнения заданий требовалось использование калькулятора только для выполнения простых арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение квадратного корня). В связи с этим абитуриентам рекомендуется использовать простейшие модели калькуляторов (в том числе, возможно, бухгалтерских).

Обращаем ваше внимание, что в случае несоответствия калькулятора вышеуказанным требованиям или при наличии сомнений организационная комиссия имеет право изъять калькулятор и возвратить его только после завершения вступительного испытания по предмету. 

Решение о допуске (недопуске) конкретного вычислительного устройства к использованию абитуриентом принимается членами организационной комиссии пункта проведения тестирования.

При наличии объективных сомнений у организационной комиссии пункта тестирования о том, что рассматриваемое вычислительное устройство не относится к категории простейших, бухгалтерских или разрешенных инженерных калькуляторов, оно будет изъято у абитуриента до момента окончания ЦТ, а абитуриенту будет предоставлен взамен калькулятор разрешенный к использованию из числа имеющихся в подменном фонде пункта проведения ЦТ.

Рекомендуем абитуриентам брать с собой на ЦТ одну из простейших моделей калькуляторов (простейшие калькуляторы предназначены для выполнения только простых арифметических расчетов, имеют минимальное число функций, таких как арифметические операции (сложение, вычитание, умножение, деление), извлечение квадратного корня, обратная функция, смена знака или вычисление процентов).

Приложение 28

к Инструкции по организации и проведению централизованного экзамена

(в редакции

постановления Министерства бразования Республики Беларусь

30.12.2022 № 509)

Шкалы

перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале,

в отметку по десятибалльной шкале

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык»
 Отметка по

10-балльной шкале

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Количество баллов в сертификате 1–2 3–6 7–14 15–25 26–32 33–41 42–53 54–67 68–81 82–100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Математика»
Отметка по

10-балльной шкале

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Количество баллов в сертификате 1–2 3–9 10–18 19–28 29–37 38–45 46–54 55–63 64–76 77–100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Физика»
Отметка по

10-балльной шкале

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Количество баллов в сертификате 1-6 7-15 16-24 25-32 33-41 42-46 47-50 51-61 62-78 79-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Химия»
Отметка по 10-балльной шкале 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Количество баллов в сертификате 1 2-3 4-7 8-13 14-25 26-33 34-48 49-64 65-84 85-100
  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Биология»
Отметка по 10-балльной шкале 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Количество баллов в сертификате 1 2 3-7 8-19 20-29 30-37 38-47 48-58 59-78 79-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Иностранный язык»
Отметка по 10-балльной шкале 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Количество баллов в сертификате 1 2 3-10 11-20 21-29 30-37 38-47 48-65 66-79 80-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «История Беларуси»
Отметка по 10-балльной шкале 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Количество баллов в сертификате 1 2 3-5 6-17 18-26 27-36 37-46 47-56 57-69 70-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Обществоведение»
Отметка по 10-балльной шкале 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Количество баллов в сертификате 1-2 3-5 6-9 10-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60-74 75-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «География»
Отметка по 10-балльной шкале 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Количество баллов в сертификате 1-2 3-5 6-9 10-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60-74 75-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Всемирная история»
Отметка по 10-балльной шкале 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Количество баллов в сертификате 1 2 3-6 7-12 13-22 23-32 33-41 42-53 54-71 72-100
Предмет Код Время, отведенное        на выполнение экзамена
Русский язык 01 120
Белорусский язык     02 120
Физика 03 210
Математика 04 210
Химия 05 150
Биология 06 120
Английский язык 07 120
Немецкий язык 08 120
Испанский язык 09 120
Французский язык 10 120
Китайский язык 15 120
История Беларуси 11 90
Обществоведение 12 90
География 13 90
Всемирная история 14 90