Просмотреть презентацию

 

 «Раскрытие творческого потенциала учащихся

через систему факультативных занятий художественной направленности для формирования социальной

успешности личности»

Апитёнок Елена Евгеньевна,

заместитель директора по учебной работе

государственного учреждения образования

«Средняя школа №8 г.Жодино»

 

Благо, даруемое нам искусством, 

не в том, чему мы научимся,
а в том, какими мы,

благодаря ему, становимся.

Оскар Уайльд

 

Факультативные занятия художественной направленности играют важнейшую роль в формировании у учащихся представлений о целостной картине мира и роли человека в нём, национальной самоидентификации, патриотических чувств, уважительного отношения к культуре своего и других народов, создают условия для саморазвития, самореализации.

Одна из важнейших задач, которая ставится перед учителями изобразительного искусства, – формирование социальной успешности личности. Помочь подрастающему человеку найти свою нишу в обществе, чтобы ему в этой нише было комфортно, чтобы он имел возможность для  самовыражения, самоактуализации, чувствовал удовлетворение от выполняемой работы (и моральное, и материальное) – это значит, помочь в достижении социального успеха.

Социальный успех – это результат осознанной ориентированности личности на реализацию стремления найти дело своей жизни. Ничто так не помогает успеху, как глубокое знание того, чем ты занимаешься. Каждый из нас в ежедневном взаимодействии играет совершенно определенную социальную роль. Каждый член общества либо интегрируется в этом обществе, либо нет. Получается, что социальный успех представляет собой успешную адаптацию в обществе, достигаемую по собственной воле личности.

Художественное направление в ГУО «Средняя школа №8 г. Жодино» существует 25 лет. Первый выпуск состоялся в 1996 году.

За всю историю школы состоялось 19 выпусков, 390 выпускников. 293 из них связали свою жизнь с творческими специальностями.

Выпускники школы становятся востребованными специалистами: ведущими архитекторами, дизайнерами, художниками. Особую гордость мы испытываем, когда выпускники художественного направления возвращаются в школу в качестве молодых специалистов. В текущем учебном году учителями изобразительного искусства работают выпускники 2009 года Бяко Андрей Сергеевич,  Самойленко Роман Владимирович.

В 2015/2016 учебном году  факультативные занятия художественной направленности организованы для учащихся с 1  по 11  класс (в каждой параллели класс с буквой «А»), которые посещают 218 учащихся (27% от общего количества учащихся  школы).

Дети обучаются рисунку, живописи, композиции. Итогом изучения каждой темы становится выставка творческих работ учащихся. К примеру, проект «Наши учителя», в котором представлены работы, выполненные в технике поп-арт.

Наши учащиеся изучают ряд техник в рамках предмета декоративно-прикладное искусство: соломоплетение, роспись ткани  «Батик», ткачество. Творческие задания для учащихся подбираются таким образом, чтобы ребята смогли овладеть не только технологией изготовления изделий, но и глубже познакомились с историей белорусской культуры, народными традициями. В настоящее время учащиеся на факультативных занятиях по ткачеству реконструируют национальную белорусскую женскую сорочку. Для того  чтобы достоверно передать особенности орнамента, строения и кроя женской сорочки Центральной Беларуси,  педагоги школы обратились в отдел древнебелорусской культуры Государственного научного учреждения «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси». Старший научный сотрудник Винникова Мария Николаевна помогла ребятам разобраться во всех тонкостях белорусского костюма, его особенностях и отличиях от национальных костюмов стран-соседей.

Ещё одно уникальное направление декоративно-прикладного творчества – техника «гомельская скань». Изготовление панно, объёмных изделий из деревянной стружки. Сегодня изделия белорусской (гомельской) древесной скани находятся в частных коллекциях глав государств, высокопоставленных особ и частных коллекционеров. Среди обладателей белорусского чуда – Папа Римский, королева Великобритании, Патриарх Алексий II и другие всемирно известные личности. Однако в Беларуси об этом виде современного декоративно-прикладного искусства знают мало. Практически нет освещения данной темы в печатных источниках. В Минской области лишь несколько мастеров, которые владеют данной техникой. Один из таких мастеров, Михеев Василий Иванович,   работает в нашем учреждении образования.

Большую роль в развитии личности обучающихся в процессе творчества, создании условий для формирования и развития у обучающихся творческих способностей, подготовке к трудовой деятельности, развитию самостоятельности, ответственности играют мероприятия, проводимые в рамках предметной недели. Проводятся традиционные мероприятия («Посвящение в художники»), мастер-классы по живописи, рисунку, линогравюре. Один из самых интересных мастер-классов – «Портрет в технике акварельной живописи» показал жодинский художник, учитель изобразительного искусства нашей школы с 37-летним стажем работы, Проскуряков Юрий Фёдорович. Белорусский художник, член Союза художников Беларуси, Николай Мищенко провёл мастер-класс на учащихся школы.

Наша школа активно сотрудничает с художниками г. Жодино: Иваном Тиряевым, Сергеем Тигоревым, Владимиром Макаровым, которые не только организуют выставки своих работ, но и проводят беседы с учащимися.

Интересно и захватывающе проходит традиционное мероприятие для воспитанников старших групп дошкольных учреждений: ежегодно учителя изобразительного искусства приглашают  на свои занятия ребят и их родителей, чтобы будущие первоклассники окунулись в атмосферу творчества и фантазии.

Результаты своих учебных достижений ребята демонстрируют через участие и победы в различных конкурсах. Так, на заключительном этапе республиканского конкурса «Калядная зорка» работа в технике «Батик» была удостоена диплома III степени. Ежегодно работы наших учащихся отмечаются грамотами на заключительном этапе республиканского творчества «АрхНовация». В 2015 году учащаяся 11 «А» класса Семёнова Антонина была награждена дипломом Национального центра художественного творчества детей и молодёжи. Также традиционными являются победы наших воспитанников и на областном этапе республиканского конкурса «ТехноИнтеллект». В 2016 году работа учащейся 10 класса Лисичик Валерии заняла первое место, а учащейся 11 «А» класса Семёновой Антонины второе место в секции «Композиция».

В соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь от 02 апреля 2015 года № 62рп Минским областным исполнительным комитетом была присуждена и выплачена единовременная премия Семёновой Антонине Александровне, учащейся 10 «А» класса, награждённой дипломом III степени на заключительном этапе республиканского конкурса научно-технического творчества учащейся молодёжи «ТехноИнтеллект-2014».

Воспитание гражданственности и патриотизма является одним из важнейших составляющих при формировании социальной успешности личности. Художественные работы учащихся  о событиях Великой Отечественной войны неизменно находят эмоциональный отклик в душах всех, кто с ними соприкасается.

В мае 2015 года в школе была организована выставка творческих работ учащихся 1-11 классов «Венок славы», проведена экскурсия для воспитанников дошкольных учреждений.

Одной из задач работы педагогов изобразительного искусства является задача не только обучить ребят художественным техникам, но и научить их презентовать свою работу. Поэтому мы привлекаем учащихся к выступлению на различных мероприятиях. Это такие мероприятия, как областной семинар «Школьное самоуправление», где была представлена проектная деятельность художественного направления, республиканский семинар по трудовому обучению, мастер-классы «Ткачество», «Скань» в рамках августовской конференции педагогических работников и многие другие.

Творческие работы учащихся выставляются на различных городских площадках, городских, областных пленэрах. В мае 2015 года учащиеся 9 «А» класса приняли участие в областном пленэре, посвящённом 70-ой годовщине Великой Победы.

Особенностью художественного направления ГУО «Средняя школа №8 г. Жодино» является участие педагогов и учащихся в социально-значимых проектах. Причём проекты были не только разработаны, но и реализованы при поддержке Жодинского исполнительного комитета: 

  • Разработка памятного знака к 25-летию Чернобыльской трагедии;
  • Создание проекта благоустройства территории микрорайона «Научный»;
  • Создание проекта благоустройства территории городского пляжа (разработка эскизов входного узла пляжа);
  • Создание проекта площади Радзивилла г. Жодино
    (презентация сборника материалов первой городской конференции);
  • Разработка эскиза логотипа в рамках проведения областной акции развития молодёжных инициатив и предпринимательства;
  • Создание эскиза памятного знака в честь освобождения г. Жодино от фашистских оккупантов по улице Лебедевского;
  • Изготовление сувенирной продукции, разработка эмблемы к празднованию 365-летия города;
  • Создание проекта благоустройства территории терапевтического корпуса  Жодинской ЦГБ;
  • Разработка эмблемы к республиканскому конкурсу исследовательских работ по русскому и белорусскому языкам и литературе, республиканским олимпиадам по географии, трудовому обучению.

Современное общество предъявляет к выпускнику школы высокие требования: он должен быть конкурентоспособным, готовым к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, к включению в дальнейшую жизнедеятельность, должен уметь решать сложные профессиональные и жизненные вопросы.  Факультативные занятия художественной направленности являются не только средством раскрытия творческого потенциала учащихся, но и  помогают им стать успешными в жизни.