В целях профилактики правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, привлечения внимания населения к проблемам насилия в семье, разъяснения гражданам необходимости содействия государственным органам в минимизации последствий правонарушений, раннего выявления насилия в отношении детей, в период с 18 по 28 апреля 2018 года на территории г. Жодино проводится профилактическая акция «Дом без насилия!»

 

Семья — это место, в которой, как в детской игре, сказав: «чур, я в домике», можно скрыться от самых страшных бед и проблем. Где тебя любят таким, какой ты есть и не за что-то, а просто ЛЮБЯТ…

Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. В ее позитивном развитии и сохранении заинтересовано общество и государство; в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Насилие в семье (домашнее насилие) является распространенным явлением во всем мире. В последние годы проблема насилия в семье вызывает к себе повышенное внимание со стороны правоохранительных органов и общественности. Демонстрация насилия в семье несет в себе угрозу для будущих поколений. Дети, являясь свидетелями домашнего насилия, усваивают пример насилия как основное средство разрешения семейных конфликтов и в будущем прибегают к нему в собственной семье. Насилие в семье порождает и ряд таких социальных проблем, как рост числа разводов и неполных семей, детскую беспризорность и преступность несовершеннолетних.

 

Выделяют четыре основных вида домашнего насилия:

  • Физическое насилие — насилие, выражающееся в непосредственном воздействии на организм человека: нанесение побоев, телесных повреждений, истязаний. В результате физического насилия потерпевшему могут быть причинены мучения, нанесен вред здоровью.
  • Психологическое насилие подразумевает наличие вербальных оскорблений; шантажа; актов насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнером; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам.
  • Сексуальное насилие в семье в отношении членов семьи включает в себя секс без обоюдного согласия, против желания, с применением физической силы, угроз, запугивания, насильственное совершение полового акта после побоев, секс как средство унижения и оскорбления.
  • Экономическое насилие — попытка одного взрослого члена семьи лишить другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, а также экономическое давление в отношении несовершеннолетних детей. Экономическое насилие: отказ в содержании детей; утаивание доходов, трата семейных денег, самостоятельное принятие большинства финансовых решений, строжайший контроль расходов.

 

Злоупотребление алкоголем часто приводит к различному виду насилия в семье. Алкоголизм может не только усугублять такое поведение, но и проявлять ранее скрываемую агрессию. Особую проблему в настоящее время представляет собой семейный алкоголизм, так как пьющие родители наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью своих детей, так как воспитываются они в условиях постоянного страха, скандалов, неуравновешенного поведения родителей, а часто жестокости и насилия с их стороны. В итоге, дети вырастают нервными, эмоционально неустойчивыми и с заниженной самооценкой, с различными формами патологического поведения. Таким образом, алкоголь воздействует не только на самого пьющего, но и на людей, окружающих его. Часто мужчины или женщины, склонные к алкоголизму, пренебрегают своими обязанностями, семьей и детьми, друзьями для того, чтобы удовлетворить свою потребность. Социальный ущерб от алкоголизма огромен: распадаются семьи, растёт преступность, сокращается продолжительность жизни, снижается интеллектуальный уровень общества, что в конечном итоге тормозит нормальное развитие общества в целом.

 

«Насилие без насилия: методы воспитания, которые ломают психику ребенка»

Все мы знаем, что насилие порождает насилие и физические методы наказания не способствуют развитию личности ребенка, а лишь ломают его психику. В последнее время становится все больше сознательных родителей, которые отказываются от ремня и гордо заявляют о том, что они не бьют детей. Однако, в «арсенале» некоторых родителей есть множество других приемов наказания, которыми мамы и папы, сами того не подозревая, коверкают детскую психику не меньше, чем физические наказания.

«Я Родитель» решил разобраться в этих опасных приемах.

  1. Наказание сном

«Ты ведешь себя плохо, поэтому иди спать»… Как бы абсурдно ни звучала эта фраза, родители часто произносят ее,пытаясь угомонить хулиганистого ребенка. Желание малыша в этой ситуации абсолютно никого не волнует. Все, он наказан…сном. О последствиях такого воспитания задумываются мало. А ведь это грозит нарушениями сна: ребенку сложно будет уснуть от пережитого стресса, а сон будет беспокойный, отчего с утра чадо будет себя чувствовать сонным и должным образом не отдохнувшим. Кроме того, ребенок может вообще перестать спать, думая, что если его наказывают сном, значит сон – это что-то плохое и его нужно избегать. Заметив, что у малыша проблемы с засыпанием, что он стал нервным, раздражительным, капризным, родители начинают бить тревогу и водить малыша к разным специалистам, даже не подозревая, что сами стали причиной детской бессонницы.

  1. Наказание темнотой или углом

Зная, что темноты боятся почти все дети, взрослые, бывает, закрывают (пусть и не надолго) их за плохое поведение в темных комнатах. Некоторые родители при этом еще и заставляют ребенка стоять в углу. В сознании мам и пап это действие не несет никакой опасности: ничего не случится с ребенком от того, что он посидит немного без света. А у детей от пережитого стресса начинают развиваться всевозможные фобии, которые дают о себе знать и во взрослой жизни – боязнь темноты, боязнь замкнутых пространств. Нередко после таких «процедур» ребенок боится оставаться дома один или, наоборот, выходить на улицу в одиночестве. Он может даже и не помнить того, как его наказывали в детстве темнотой, но это будет помнить его психика.

  1. Запугивание «оставлением»

«Отдам тебя в детский дом», «Сдам в милицию», «Оставлю на улице», «Отдам врачу, пусть сделает укол» — у некоторых родителей есть масса вариантов того, куда можно «сдать» непослушного ребенка. Разумеется, они этого делать не собираются, но считают, что ребенок испугается угроз и начнет себя хорошо вести. И ребенок действительно испугается, причем до такой степени, что в критической ситуации будет бояться позвонить в ту же пожарную или скорую. Он будет бояться людей на улицах, будет бояться ходить в государственные учреждения и даже в детский сад (вдруг мама его там оставит навсегда). В отдельных случаях такие дети в будущем будут бояться заводить отношения, вырастут замкнутыми и неразговорчивыми. А, казалось бы, все начиналось с невинной взрослой шутки.

  1. Игнорирование собственности

«Ты еще здесь ничего не купил», «Здесь нет ничего твоего», «Купишь – будет твое». Формулировка может быть разной, а идея одна – принизить, поставить ребенка на место. Вот только зачем? Что это дает родителям? Да, это ребенок, он еще не зарабатывает, чтобы обеспечивать себя. Так в этом и заключается роль родителей — поставить ребенка на ноги, заботиться о нем до тех пор, пока тот не станет финансово самостоятельным. Когда же происходит концентрирование внимания ребенка на том, что он еще никто и должен во всем беспрекословно подчиняться родителям, в маленьком создании зарождаются комплексы. Став взрослым, такой человек не сможет чувствовать себя комфортно нигде, кроме как на своей жилплощади. Да и в своей семье, в отношениях с детьми и второй половинкой он будет проводить ту же политику: я зарабатываю, я главный, вы должны мне подчиняться.

  1. Игнорирование личности

«Мне все равно, что ты хочешь», — вам приходилось слышать, а то и произносить такие слова? Не найдя других аргументов в споре, взрослые пытаются подавить ребенка своим авторитетом, навязать ему свою волю. По сути, мы говорим – я принимаю решения, а твое мнение мне не интересно, я не буду с ним считаться. Что остается ребенку? Взбунтоваться и начать делать все наперекор, либо беспрекословно подчиниться родительской воле. И если в первом случае у него вырабатывается привычка идти против мнения окружающих (даже если оно заранее верно), то во втором он привыкает потакать тем, кто находится выше него. Понятно, что ни о какой самостоятельности или отстаивании своей точки зрения в будущем и речи быть не может. Кроме того, ребенок получает четкий сигнал от самых близких ему людей: нас не интересует твое мнение (а значит – и твои чувства, переживания, то есть и ты сам).

  1. Бойкот

Может показаться, что бойкот – это что-то из сферы подростковых отношений. Но тем не менее, к этому методу наказания иногда прибегают и не совсем сознательные родители. Бойкот, нежелание общаться, игнорирование – для родителей ребенок как будто бы перестает существовать до тех пор, пока не выполнит то, что от него ждут. Это может быть какое-то поручение родителей, задания на дом в школе, требование после ссоры с отцом или матерью признать свою неправоту или попросить у взрослых прощения. В любом возрасте человек переживает стресс, когда самые близкие для него люди отворачиваются от него и не идут на контакт, особенно в те минуты, когда в жизни случается неприятность и нужна поддержка. Чего же тут говорить о детях, для которых любая ссора с родителями – это трагедия. И если взрослые будут так себя вести, то ребенок начнет думать, что его не любят, что он не нужен родителям, что ему негде искать поддержку — потеряется связь, доверие сойдет на нет, у ребенка пропадет желание делиться со взрослыми событиями из своей жизни, он может погрузиться в себя, замкнуться. Особенно опасно такое состояние в подростковом возрасте, ведь чем меньше подросток доверяет родителям, тем глубже может впадать в депрессию. И вывести его из этого состояния будет сложно даже психологам. А начинается все с молчания родителей…

Как видим, даже безобидные (на взгляд некоторых взрослых) действия могут приводить к непоправимым последствиям. Закрывать ребенка в темной комнате или не разговаривать с ним – методы воспитания, которые, к сожалению, укоренились во многих семьях. А между тем, это насилие без насилия: наказанный одним из этих способов ребенок испытывает такие же эмоции, как и при наказании ремнем, только без чувства физической боли. Так, может, стоит пересмотреть свой взгляд на привычные вещи?

 

 

«НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ»

 

Насилие нередко встречается в семьях, где внешне всё хорошо. Нечасто можно увидеть домашнее насилие над детьми – любые действия или бездействие родителей или других взрослых, в результате которых наносится вред физическому и психическому здоровью ребёнка, создаются условия,  мешающие его оптимальному развитию, а также нарушаются права ребёнка.

         Факторы уязвимости детей:

1 – отсутствие информации о домашнем насилии у родителей и детей;

Ребёнок, с которым постоянно жестоко обращаются, не представляет себе, что может быть иначе. Он воспринимает происходящее как норму. Родители также не рассматривают телесные наказания, семейные скандалы как формы насилия  в отношении детей.

2 – бессилие и зависимость детей;

Ребёнок зависит от родителей, авторитет которых для детей непререкаем. Маленький ребёнок не способен спрятаться от насилия. Но он испытывает страх от того, что его могут наказать, ударить, или от того, что видит, как  папа бьёт маму. Ребёнок не в состоянии понять, почему самые дорогие люди причиняют боль ему или друг другу.

3 – изолированность детей;  

Дети часто не знают, что могут рассказать о своих проблемах другим взрослым. Факты свидетельствуют:  число несовершеннолетних, пострадавших  и погибших от насилия со стороны родителей, растёт с каждым годом.

Воспитательные традиции большинства семей допускают использование в сложных ситуациях ремня, криков, угроз  или побоев. Они считают нормой  битьё детей. Те же принимают эстафету зла  и  даже не пытаются прервать её.

Определить масштабы насилия над детьми достаточно сложно. Родители, призванные защищать своих детей, часто молчат и не сообщают  случаев жестокого обращения в семье. Соседи, родственники также молчат об этом. Зачастую становится известно о насилии, когда дети приходят с травмами или когда поведение их становится непонятным…

 

Виды насилия, их проявление и последствия:

  • физическое насилие;
  • психологическое (эмоциональное);
  • сексуальное насилие;
  • неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка;
  • экономическое насилие.

Насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно. Плохие отношения,

непонимание между взрослыми и детьми часто порождает «цепочку» осложнений у современных детей.

Физическое насилие – это избиение, подзатыльники, щепки, удары, прижигание горячим, удушение, утопление, вовлечение ребёнка в употребление алкоголя, наркотиков, а также отравляющих веществ или  медицинских препаратов, вызывающих одурманивание.

Мы ужасаемся, когда видим или слышим о том, что детей утопили, сожгли, бросили. Но не обращаем внимания на то, как мать дёргает ребёнка за руку или даёт ему подзатыльник. А ведь это насилие.

Последствия физического насилия для ребёнка:

ближайшие, отдалённые.

Ближайшие – характерные физические травмы и повреждения, а также изменения в эмоциональном состоянии ребёнка.

Страх. У маленького ребёнка из-за того, что он не знает, когда его будут бить в следующий раз, развиваются симптомы, обусловленные стрессом: тревога, головная боль, психосоматические расстройства. Для него характерна повышенная возбудимость, ожидание нападения, страх перед болью. Страх может проявляться в стремлении куда-то бежать, прятаться, а также в излишней заторможенности, внешнем безразличии. В любом случае ребёнок может быть охвачен тревогой, гневом.

Депрессия и суицидальное поведение. Дети постарше могут впадать в депрессию, могут чувствовать себя никчемными, становятся агрессивными к родственникам, сверстникам. Результатом могут стать увечья, суицид.

Побег из дома.  Дети оказываются на улице, могут попасть в криминальную среду.

Отдалённые – различные заболевания, нарушения физического и психического здоровья.

Агрессивность и жестокость к окружающим. Дети способны применить насилие к любым другим людям с разными взглядами, расой. Даже просто к прохожим.

Асоциальное поведение.  Результатом пережитой травмы может стать не только агрессивность, но и чрезмерная пассивность, отсутствие способности к самозащите. Эти дети нередко становятся жертвами преступления (порнография, торговля людьми).

Трудности в общении. Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социализации. Решение своих проблем чаще всего они находят в асоциальной среде.

Трудности в построении будущих семейных отношений.  Люди, подвергавшиеся семейному насилию, не в состоянии проявлять заботу по отношению к взрослым. В большинстве своём проявляют насилие к членам семьи.

Психологическое (эмоциональное) насилие – постоянное вербальное или невербальное оскорбления ребёнка, обвинения, угрозы и унижения со стороны родителей. Это и демонстрация нелюбви и неприязни, предъявляемые ребёнку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Психологическое насилие очень распространено. Наверно, нет ни одного человека, который бы ему не подвергался.

Мы назовём несколько основных способов поведения родителей, которые считаются психологическим насилием над ребёнком.

  • эмоциональная отгороженность. Родители отмахиваются от ребёнка,

когда тот хочет им что-то рассказать;

  • враждебное отношение. Используют ребёнка в качестве «козла

отпущения». Часты выражения типа «Лучше бы ты не родился», «от тебя одни неприятности». Такие родители никогда не целуют и не обнимают своих детей;

  • Противоречивая реакция на поступки ребёнка

со стороны родителей: один – одно, другой – другое. Или: сегодня – так, а завтра – иначе.

  • неспособность признать, что ребёнок – это самостоятельная

личность. Дети имеют право на собственное мнение и личное пространство. Часто случается так, что они любят рисовать, а  их отдают в музыкальную школу.

  • изоляция. Не дают играть со сверстниками, не дают возможности

получать опыт нормального социального общения.

  • угрозы и запугивания.Взрослые  постоянно оскорбляют и запугивают

ребёнка:  «пожалуются на тебя в детском саду – выдеру ремнём».

  • игнорирование. Нет эмоционального контакта. Не обращают внимания

на ребёнка.

  • Что-то не так ребёнок делает –

выбрасываются любимые игрушки.

  • запрет на встречи с одним из родителей после развода.

Последствия психологического насилия для ребёнка:

  • низкая самооценка;
  • эмоциональные проблемы.Не может рассказать о своих чувствах,

понять чувства другого;

  • проблемы в построении отношений. Ребёнок не испытывает доверия к

людям;

  • в частности,

насилия в киберпространстве. Ребёнок уходит в сеть потому, что чувствует себя неуютно дома.

Сексуальное насилие – самый страшный вид насилия, который

заключается в том, что ребёнок используется взрослым для получения сексуального удовлетворения.

Формы сексуального насилия:

  • демонстрация взрослым человеком ребёнку своих половых органов;
  • ласки и прикосновение к половым органам ребёнка;
  • сексуальные игры и половой акт с ребёнком;
  • демонстрация или просмотр с ребёнком порнографических материалов;
  • вовлечение ребёнка в изготовление порнографической продукции;
  • вовлечение ребёнка в занятия проституцией.

Обычно от сексуального насилия страдают дети до 12 лет, чаще всего в возрасте 3-7 лет.  Ребёнок не понимает, что с ним происходит,  боится рассказать близким. К тому же насилие происходит чаще всего со стороны близких, родственников (инцест). Если родители никогда не говорили с ребёнком, как надо вести себя в подобных ситуациях, дети верят тому, что слышат, тем более, что насильниками могут быть отец, дедушка, дядя.

Проблема инцеста носит скрытый характер. Мать отказывается верить ребёнку: «всё – ложь». Мать верит ребёнку, но никому об этом не рассказывает, боится, что посадят отца.

Последствия сексуального насилия:

Ближайшие:

хотят заняться сексом;

  • невозможно получить то,что хочешь, если не вести себя сексуально;
  • взрослые способны причинить боль, а родители могут не встать на

защиту;

  • мир – это ужасное место, гдетвои чувства никто не принимает в

расчёт.

Отдалённые:

  • неадекватное сексуальное поведение и проблемы при сексуальном

контакте;

  • посттравматическое стрессовое расстройство (воспоминания, сны);
  • саморазрушающее поведение.Злоупотребление алкоголем,

наркотиками.  Членовредительство себе, суицид;

  • состояние сверхбдительности или, наоборот, мнимой беспомощности

перед возможной опасностью;

  • неспособность налаживать и поддерживать близкие отношения.

     Помощь детям:

Если детям верят и принимают адекватные меры, в большинстве случаев можно предотвратить последствия насилия для психического здоровья.

Как защитить ребёнка от сексуального насилия?

Лучший способ защитить детей – это вооружить их знаниями. Учить детей правилам безопасности надо постоянно, меняя формы и подходы по мере взросления ребёнка. Надо объяснять детям, что «нормальные» прикосновения отличаются от «ненормальных». Если взрослые прикасаются к детям, об этом надо сразу же сказать близким людям. Необходимо объяснять, какими приёмами может пользоваться взрослый, чтобы вовлечь ребёнка в сексуальные действия («это будет наш секрет»).

Если ребёнок пострадал от сексуального насилия, надо обязательно обратиться к специалисту, который может помочь и ему, и родителям. Ни в коем случае не стоит самостоятельно заниматься расследованием – об этом надо сообщить в правоохранительные органы.

Существует ещё один вид насилия над ребёнком.

 Неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка – нежелание  или неспособность родителей удовлетворять нужды ребёнка, связанные с развитием его физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.

Формы неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка:

  • оставление ребёнка без присмотра;
  • неудовлетворение потребностей ребёнка в питании, одежде, жилье и

медицинской помощи;

образования (не ходит в школу, присматривает за маленькими детьми).

Последствия неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка:

  • детство из радостного превращается в тягостное существование;
  • недостаток внимания и заботы способен привести к задержке

физического и психического развития.

Общие последствия всех видов насилия:

  • нарушение физического развития;
  • нарушение психического и эмоционального развития;
  • снижение самооценки;
  • нарушение интеллектуального развития;
  • проблемы с социализацией.

     Четыре заповеди мудрого родителя:

  • пытаться сделать из своего ребёнка самого-самого – неблагодарное

занятие;

  • не сравнивайте ребёнка вслух с другими детьми;
  • не шантажируйте ребёнка;
  • никогда не выясняйте отношения с ребёнком при свидетелях.

Хотелось бы напомнить всем родителям о самых простых, но очень необходимых способах выражения родительской любви:

  • : называйте ребёнка ласковыми именами;
  • : как можно больше ласкайте своего ребёнка;
  • : разговаривайте с ребёнком, чтобы его глаза были на уровне

ваших глаз;

И в заключение прочитайте, пожалуйста, письмо к Вам от вашего ребёнка:

Дорогие мама и папа! Для того, чтобы я вырос здоровым и счастливым человеком мне очень нужно, чтобы вы помнили о том, что для меня важно и необходимо уже сейчас.

  1. Любите меня и не забывайте выражать свою любовь (взглядом, улыбкой, прикосновением). Любите меня просто за то, что я есть и я стану еще лучше.
  2. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно это касается ваших родительских требований. Я должен знать границы дозволенного.
  3. Не сравнивайте меня с другими. Я имею право быть другим и я единственный такой на всей земле, неповторимый.
  4. Больше думайте о том,  какие чувства я испытываю, чем о том,  как я себя веду. Часто мое поведение зависит от моего эмоционального состояния.
  5. Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, когда капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Возможно, я хочу, чтобы вы больше обращали на меня внимания.
  6. Не делайте для меня того, что я могу сделать сам. Я буду чувствовать себя маленьким и не захочу вырастать. Буду продолжать требовать, чтобы вы обслуживали меня.
  7. Не обращайте слишком много внимания на мои дурные привычки. Излишнее внимание, а особенно запрет, только способствуют их закреплению. Лучше помогите мне осознать,  в чем их ощутимый для меня вред.
  8. Никогда не обзывайте меня. Это больно ранит меня, мне кажется, что я самый плохой на свете и мне ни к чему делать что-то хорошее. Тогда рушатся все мои надежды и я не верю в себя. Это влияет на мою самооценку. Как я смогу оправдать ваши ожидания относительно моего будущего, если я так и не научусь любить себя?
  9. Не бейте и не унижайте меня. Я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей и делая вас несчастными. Мне не хочется жить в злом и неприветливом мире, поэтому не бейте меня сейчас, от этого я не стану лучше.
  10. Предъявляйте требования, которые соответствуют моему возрасту, тогда я смогу их выполнить.
  11. Дайте мне право на ошибку и не заставляйте меня считать, что мои ошибки — преступления. Все люди могут ошибаться. Никто не совершенен.
  12. Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Иногда я сам не знаю,  почему сделал то или иное. Лучше помогите мне осознать,   чем оно плохо и чем оно вредит мне и окружающим.
  13. Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне очень хочется рассказать о себе и о моих проблемах.
  14. Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите: «Из -за тебя в моей жизни ничего не складывается! Из-за тебя в доме скандалы!». Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.
  15. Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас.
  16. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
  17. Будьте со мною искренними, всегда и во всем: когда выражаете свои чувства, когда слушаете меня, когда делаете замечания и пр. Если одобряете — одобряйте искренне. Радуйтесь искренне. Если вы говорите и думаете одно, а чувствуете совсем другое — я это вижу и испытываю смятение и неуверенность во всем.
  18. Будьте готовы воспринимать меня как личность отдельную от вас и не похожую на вас.
  19. За проявление моих чувств не хвалите и не ругайте меня, помогите мне осознать, что чувства просто есть и испытывать их может каждый, чувствовать не запрещается и не стыдно.
  20. Дарите мне каждый день хотя  бы полчаса времени своей жизни, и пусть эти полчаса будут принадлежать только мне, ни о ком и ни о чем не думайте в это время, кроме меня. Этим вы заполните мой эмоциональный вакуум и я буду твердо уверен в том, что вы меня любите и я вам нужен.
  21. Не делайте мне замечаний в присутствии других людей. Поговорите со мной об этом наедине.
  22. Заботьтесь обо мне.

 

Научите ребенка разговаривать с незнакомыми

«РАЗГОВОР РЕБЕНКА С НЕЗНАКОМЦЕМ: 4 ШАГА ПО ПРЕКРАЩЕНИЮ БЕСЕДЫ»

 

Задавая ребенку наводящие вопросы, можно выяснить, какие ситуации общения с незнакомцами для него представляются опасными, какие – не очень, а какие – совсем безопасными. Например, безопасной покажется для него беседа с женщиной, если разговор происходит в большой школе или детском садике. Ребенок примет ее за учительницу или воспитательницу, поскольку всех работников школы или садика он не знает, а преподаватель или воспитатель должен выглядеть именно так. Для того чтобы незнакомец не смог «заговорить ребенка» или обмануть его, порядок разговора должен быть отработан и отрепетирован.

Схема может быть такая.

Шаг 1. Оцениваем ситуацию. Ребенок должен сказать себе, что перед ним – незнакомый человек. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то ведем себя со всеми ними практически одинаково.

Шаг 2. Держим дистанцию! Ребенок должен отмерить дома на полу расстояние 2 метра и запомнить его. Родители могут придумать что угодно, но должны добиться того, чтобы ребенок считал возможным вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается – надо уходить или убегать в безопасном направлении.

Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде. Среди злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут «заболтать» и взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение.

Шаг 4. Уходим в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой.

Рассмотрим пример.

– Здравствуй, девочка!

– Здравствуйте (оценка ситуации: человек – незнакомый; держим дистанцию – отходим от него на 2 метра).

– Помоги мне, пожалуйста, найти мячик моего сыночка. Мячик закатился в подвал, а у меня слабое зрение…

– Извините, меня только что позвал папа (ребенок, не давая мужчине договорить, быстро уходит в сторону взрослых людей, держа в поле зрения незнакомца; оказавшись в полной безопасности, связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор).

Эти четыре пункта: оценка, дистанция, прерывание разговора, уход в безопасное место – должны быть отработаны в разных вариациях на практике.

Что может говорить незнакомец?

Незнакомый мужчина:

  1. Котенок забрался в трубу, у меня рука туда не пролазит, достань его, пожалуйста.
  2. Щенок пролез сквозь дырку в заборе вон у тех кустов. Подойди, позови его, дай вот этой колбаски. Он тебя послушается.
  3. На моем участке созрела малина, а я ее не люблю. Хочешь покушать всласть?
  4. У моего сынишки день рождения, хочу ему сделать сюрприз – купить куртку. Поможешь мне – нужно померить куртку в магазине.

Незнакомая женщина:

  1. Помоги мне в парке поискать мою маленькую дочку, она в кустах заблудилась.
  2. Мальчик, посмотри, пожалуйста, сколько время на моих часах? Я очки дома забыла.

Симпатичная девушка 18-ти лет:

  1. Мальчик, ты такой симпатичный, помоги мне сережку найти, я ее обронила у скамейки.
  2. Мальчик, ты же меня не боишься, помоги мне достать с дерева воздушный шарик. Я тебя подсажу, а ты достанешь, хорошо?

И так далее.

Ребенок должен сообразить, что пора покидать место разговора, как только незнакомец (ка) произнесет слова, выделенные и подчеркнутые.

А еще лучше – сразу после начала беседы. Просто ребенок не может обычно сообразить мгновенно, и незнакомец успевает сказать часть речи.

Тренируйтесь со своими детьми, и тогда они уверенно будут вовремя обнаруживать незнакомцев, держать дистанцию, принимать решение о прекращении общения на 5-10-ой секунде и стремительно покидать место происшествия.

БЕСЕДА РЕБЕНКА С НЕЗНАКОМЦЕМ: ВАРИАНТЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ РАЗГОВОРА

Разговор с незнакомцем всегда представлял трудность не только для ребенка, но и для взрослого человека. Сразу определимся в терминах. Ребенку можно объяснить: «Незнакомый человек – это человек, которого не знают твои родители и не знаешь ты».

Соответственно, знакомый человек – тот, кого знают и родители, и ребенок. Это люди, про которых родители четко сказали: «Сынок (дочка)! Этим людям мы доверяем. Можешь их не бояться и всегда обращаться к ним за помощью». При этом сам сын или сама дочка должны тоже сказать: «Да, мама и папа, я тоже доверяю этим людям и не боюсь с ними оставаться». Если кто-то (родители или дети) не доверяют каким-то людям, скорее всего, нужно подумать о прекращении тесных контактов. Получается, что в число незнакомцев попадают и незнакомый родителям одноклассник ребенка, и мамина подруга, которую ребенок даже видел несколько раз, но не был ей представлен. Чтобы человек перешел в категорию знакомых, с ним должны быть знакомы и родители ребенка, и сам ребенок. Крайне важно, чтобы это знакомство происходило в присутствии «всех заинтересованных сторон».

Допустим, мама и ее сын Сережа встречают на улице двух маминых подруг – Алису и Галину. Здороваются, общаются, приглашают друг друга в гости. Приходит затем к ним мамина подруга Алиса. Мама зовет ребенка и говорит: «Алиса, это мой сын Сережа. Сережа, это моя подруга Алиса. Вот и познакомились! Иногда тетя Алиса будет тебя, Сережа, забирать из школы. Хорошо?» Сережа согласен, и теперь можно сотрудничать.

В этом случае мамина подруга Алиса попадает в категорию «знакомые взрослые» и может забрать Сережу из школы. Для этого, правда, мама должна познакомить Алису с классным руководителем сына или даже написать специальное письменное разрешение. Если же вдруг за Сережей придет мамина подруга Галя, то никто ей ребенка не отдаст, даже если он будет проситься. Возможна и обратная ситуация – воспитатель, не разобравшись, позволит забрать ребенка, но Сережа скажет, что с тетей Галей он не знакомился, и идти ему с ней нельзя – мама не разрешает.

Итак, с понятием «незнакомый человек» в первом приближении мы разобрались. Вернемся к анализу сложностей разговора с незнакомцем. Вспомним, какие чувства испытываете вы, родители, разговаривая с незнакомцем. Это и неловкость оттого, что чего-то не знаете и не можете ему помочь (найти улицу, магазин и т.п.), и трудность ведения беседы с агрессивно ведущим себя человеком, и жалость к людям, попавшим в беду (или умело создающим такое впечатление). Нам неудобно прервать ненужный нам разговор, трудно сказать: «Спасибо, мне надо идти». В итоге вы же еще и извиняетесь, хотя РАЗГОВОР ЗАТЕЯЛ НЕЗНАКОМЕЦ, он и должен извиняться, что потревожил вас, отнял ваше время и т.д. Если уж взрослые с трудом прекращают ненужную им беседу, что же говорить о детях? Они, как и вы, считают, что невежливо перебивать взрослого, уважаемого (по идее) человека, поэтому сначала ждут окончания обращенной к ним фразы, а потом пытаются извиниться и уклониться от беседы. Первая фраза длится секунд 10. В течение этого времени незнакомец может быстро подойти к ожидающему окончания фразы вежливому ребенку и попытаться его схватить.

Что же делать? Я считаю, что ребенок (взрослых это, кстати, тоже касается) имеет много шансов на благоприятный на него выход из разговора, если будет действовать по следующей схеме.

Шаг 1. Оцениваем ситуацию.

Шаг 2. Держим дистанцию!

Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде.

Шаг 4. Уходим в безопасное место.

Эту схему мы рассматривали в статье «Разговор ребенка с незнакомцем: 4 шага по прекращению беседы». Напомним, что после выхода из ситуации ребенок должен рассказать родителям или опекающим взрослым о беседе с незнакомцем, стараясь, хотя бы примерно, описать приметы незваного собеседника.  Почему такое серьезное внимание необходимо уделять быстрому выходу из разговора? Анализ происшествий, связанных с исчезновением детей, показывает, что детей в подавляющем большинстве случаев уводят с помощью обмана, то есть дети сами уходят за злоумышленником.

Рассмотрим варианты пресечения разговора. Этот материал можно использовать во время обучающих бесед со своими детьми.

  1. К тебе во дворе подходит твой ровесник и говорит: «Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пошли, посмотрим».

Твой ответ: «Мне нужно спросить разрешения родителей».

Он продолжает: «Я думал, что ты уже большой (большая), а тебе, оказывается, мама не разрешает. Тебе слабо?».

Твой ответ: «Мне не слабо. Я поднимусь и предупрежу родителей, что пойду на спортивный городок». Ты быстро отходишь на два метра и идешь домой, проверяя, не преследует ли тебя незнакомец. После твоего рассказа родители спустятся во двор и проверят информацию.

  1. Тебя на улице окликает взрослый и говорит: «Подойди сюда, я потерял контактную линзу и не могу ее найти».

Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ты быстро отходишь на два метра и уходишь в безопасное место, проверяя, не преследует ли тебя незнакомец. Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.

  1. К тебе на улице подъезжает автомобиль, и незнакомая женщина-водитель, улыбаясь, просит тебя: «Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно опаздываю».

Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ты быстро отходишь от машины на 2 метра и уходишь в безопасное место в направлении, противоположном ходу машины, проверяя, не преследует ли тебя женщина. Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.

  1. К тебе во дворе подъезжает автофургон и молодой парень спрашивает тебя: «Поможешь мне достать мебель из фургона? Заплачу 50 рублей!»

Твой ответ: «Мне нужно спросить разрешения родителей». Ты быстро отходишь на два метра и уходишь в безопасное место (например, домой), проверяя, не преследует ли тебя незнакомец. Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.

  1. К тебе во время прогулки на школьном дворе подходит добрая бабушка и говорит: «Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру на третьем этаже. Ведь старушкам надо помогать!»

Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь». Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.

  1. К тебе на улице подходит дедуля с листком бумаги: «Помоги мне, деточка, прочитать адрес, а то я приехал из Невьянска и потерялся!»

Твой ответ: «Извините, не могу вам помочь. Спросите у взрослых». Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.

Обучая детей, нужно делать акцент не на том, что не должен говорить ребенок, а на том, что он должен сказать, чтобы разрядить ситуацию, не обозлить незнакомца и, не подвергая себя опасности, быстро покинуть место нежелательной беседы. После того, как ребенок окажется в безопасности, он должен рассказать обо всем родителям, учителям или другим знакомым взрослым. А расскажет он или нет – это зависит от того, какие отношения сложились у ребенка с его родителями. К установлению добрых и доверительных отношений и нужно стремиться, уважаемые родители!

ДОЛЖЕН ЛИ РЕБЕНОК ПОМОГАТЬ НЕЗНАКОМЫМ ЛЮДЯМ?

«Своих жертв он выбирал из числа детей, которые в одиночку гуляли на улице либо находились в безлюдных местах. Злоумышленник подходил к ним, обращаясь под благовидным предлогом – проводить до улиц, местонахождение которых он, якобы, не знал». В другом случае потерявшийся мальчик никак не мог узнать, как ему добраться до автобусной остановки, поскольку встретившиеся ему по дороге школьники просто убежали от него, ничего не объяснив. Эта информация из новостных лент показывает нам одну из проблем сегодняшнего дня: «Должен ли ребенок помогать незнакомым людям?». Мое мнение таково. Ребенок НЕ ДОЛЖЕН помогать незнакомцам, НО МОЖЕТ это сделать, максимально соблюдая осторожность и предварительно обеспечив СОБСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Как это может выглядеть на практике? В первом случае мужчина просит ребенка показать дорогу до улицы Ленина, причем практически  в каждом городе есть такая улица. Ребенок, допустим, знает, как до этой улицы пройти. Но его первой реакцией должно быть следующее: оценка ситуации, отход на безопасное расстояние (2 метра), прекращение разговора и уход в безопасное место. Об этом мы говорили в статье  Разговор ребенка с незнакомцем: 4 шага по прекращению беседы. Отойдя на достаточное расстояние (4-5 метров), ребенок МОЖЕТ помочь незнакомому человеку, махнув рукой в нужную сторону и крикнув: «Идите по этой улице до светофора, а потом поверните направо». Можно также посоветовать спросить дорогу у продавщицы киоска или у людей на автобусной остановке. Сказав это, ребенок должен продолжать свое движение от незнакомца, пока не сможет убедиться в своей полной безопасности. После этого необходимо сообщить родителям или опекающим ребенка взрослым (учителям, воспитателям) о происшедшем. Еще раз отмечу, что он может помочь, но не должен. Даже если он просто молча уйдет, это должно быть впоследствии отмечено родителями как правильный поступок. Взрослый должен искать помощи у взрослого. Его обращение за помощью к ребенку должно выглядеть непонятным и подозрительным. Поэтому родители, считаю, обязаны объяснить ребенку все эти установки и проверить, как он их усвоил.

Во втором случае к школьникам обратился их сверстник. Ребята не стали с ним разговаривать и убежали. В принципе, они сделали все правильно с точки зрения обеспечения собственной безопасности. Но в данном случае они вполне могли помочь ребенку, который представился им заблудившимся. Для этого им нужно было лишь указать направление движения или посоветовать обратиться к взрослым. Важно! Почему бы им не проводить его до автобусной остановки? Есть и такой вариант, но я бы его не рекомендовал. Возможно, этот мальчик потерялся, а может, пытается провести по нужному маршруту каких-нибудь неосторожных детей, причем он прекрасно знает, где эта остановка, на полпути к которой стоят его взрослые сообщники. Предложенный сценарий развития события кажется вам невероятным? Мне представляется это вполне возможным. Выяснять это, думаю, нет необходимости. Что же делать, если к школьнику обращается за помощью совсем маленький ребенок? Просит, скажем, достать мяч, укатившийся в подвал; или же торопит помочь его сестре, к которой пристали хулиганы.

Какие могут быть здесь опасности? Например, взрослый мужчина попросил свою племянницу позвать «вон ту девочку» поиграть в соседний двор, пообещав за это шоколадку. Девочка, не подозревая злого умысла, будет долго уговаривать свою сверстницу пойти с ней, и, возможно, ей это удастся. Затем добрый дядя, дав обеим девочкам по шоколадке, начнет с ними играть. Чем дело закончится? Они могут уехать «в цирк», причем маленькая племянница, сама того не ведая, становится соучастницей похищения. Что же делать? Следуя предложенной выше схеме, необходимо сначала обеспечить собственную безопасность, а потом уже понять, как можно (и нужно ли) помочь малышу. В подвал идти, конечно же, нельзя. Бежать драться с хулиганами – тоже нерезонно. Самый оптимальный вариант – сообщить родителям или опекающим ребенка взрослым (учителям, воспитателям) о происшедшем и действовать по их указаниям.

В этом случае мы и малыша в беде не оставим (мы еще не знаем, есть ли она, эта беда), и сами опасности не подвергнемся.

Следующий случай – бабушка просит ребенка перевести ее через дорогу. Чем может быть опасна милая старушка? В одном из случаев не совсем здоровая пожилая женщина пыталась приводить с улицы детей для своего душевнобольного сына. Не стоит, думаю, проверять, добрая это бабушка или нет. Безопаснее всего не подходить к ней, а обратиться (соблюдая осторожность) к ближайшему взрослому, чтобы он помог бабушке.

Не слишком ли жестоко – отказывать в помощи людям? Считаю, что реалии сегодняшней жизни вынуждают нас убедить ребенка на первое место ставить собственную безопасность, поэтому помогать лучше всего следующим образом – обратиться с просьбой о содействии к знакомым взрослым.

В завершение – один из самых сложных случаев. Кто-то стучится в дверь и просит ребенка открыть ее и дать позвонить к врачу, поскольку рядом умирает человек. Даже в этом случае открывать дверь и помогать таким образом рискованно. Ребенок может узнать через дверь номер, по которому нужно позвонить, вызвать врача и обязательно перезвонить родителям, сообщив о происшествии. Если просят валидол или другое лекарство, можно попросить человека выйти из подъезда, а таблетки бросить на улицу через форточку. В случае если больной – настоящий, ребенок сделает все, что нужно для спасения жизни. Нужно посоветовать незнакомцу постучать и в другие квартиры, поскольку там могут быть взрослые, которые могут оказать дополнительную помощь.

Выводы.

  1. Ребенок не обязан и не должен помогать незнакомым людям, кто бы они ни были: взрослые мужчины или женщины, дедушки, бабушки, дети разного возраста.
  2. В первую очередь ребенок должен обеспечить собственную безопасность так, как он делает это в случае попытки незнакомца заговорить с ним.
  3. Оказавшись в полной безопасности (подойдя к родителям, к учителям либо отойдя от незнакомца на несколько метров и убедившись в отсутствии преследования), ребенок может помочь незнакомцу, сказав о направлении необходимого движения либо посоветовав обратиться за помощью к взрослым.
  4. Если ребенок чувствует опасность, он может без объяснения причин быстро уйти от просящего помощи незнакомца.
  5. Самый лучший для ребенка способ оказать помощь другим людям – рассказать о ситуации родителям, учителям, воспитателям или другим знакомым взрослым.

Обучайте своих детей, не жалейте на это времени, и результат будет обязательно!

КАК РЕБЕНКУ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К НЕЗНАКОМОМУ ЧЕЛОВЕКУ И НЕ ПОДВЕРГНУТЬ СЕБЯ ОПАСНОСТИ

Специалисты по детской безопасности советуют детям свести к минимуму контакты с незнакомыми людьми. Однако порой возникают ситуации, в которых ребенок вынужден контактировать с незнакомцами. Это в первую очередь касается тех случаев, когда ребенок либо потерялся, либо подвергается нападению. Как же преодолеть противоречие: разговаривать с незнакомцем, с одной стороны, нельзя, с другой – иногда жизненно необходимо? Особую осторожность нужно проявлять ребенку в ситуации, когда инициатором беседы выступает сам незнакомец. Среди злоумышленников немало прекрасных специалистов по ведению беседы. Наличие большого опыта подобных разговоров вместе с использованием специальных разговорных техник обеспечивают им желаемый итог – ребенок соглашается на все их предложения. Чтобы избежать нежелательного результата, ребенку необходимо научиться распознавать такие ситуации, сразу же стараться отойти от незнакомца на безопасное расстояние (2-3 метра), извиниться, прерывая разговор (или сделать вид, что он не расслышал просьбы), и быстро уйти в безопасное место. Оказавшись рядом с родителями или опекающими ребенка взрослыми (другими родственниками, учителями, хорошими знакомыми), ребенок должен незамедлительно рассказать им  о разговоре с незнакомцем, описывая при этом его приметы.

Подробно о пресечении разговора мы говорили в следующих статьях: «Разговор ребенка с незнакомцем: 4 шага по прекращению беседы» и «Беседа ребенка с незнакомцем: варианты пресечения разговора».

Совсем другая ситуация складывается в том случае, когда ребенок сам выбирает незнакомого человека для беседы и просит его позвонить родителям. Шансов на то, что он выберет именно злоумышленника, невелик. Но и этот шанс нужно постараться исключить.

По каким же критериям подготовленный ребенок может оценить незнакомца и признать его безопасным для себя?

  1. Люди в форме.

Милиционеры, военные, курсанты военных училищ, железнодорожники, пожарные, охранники – все эти люди носят форму. Эти люди находятся на службе, предусматривающей помощь другим людям. Помочь ребенку, попавшему в беду, для этих людей – профессиональная обязанность. Конечно же, риск встретиться со злоумышленником в погонах существует и в этом случае, но он ничтожен. Как свести его практически к нулю, поговорим чуть позже.

  1. Люди, работающие в государственных учреждениях.

В магазинах, банках, отделениях связи, больницах, аптеках, школах, библиотеках, высших учебных заведениях, кинотеатрах, пожарных частях и т.д. всегда есть охранники – люди в форме. О них мы уже говорили. Можно смело обращаться за помощью также к людям, находящимся на рабочем месте. Например, ребенок, зайдя в больницу, может сразу не увидеть охранника, но он тут же обнаружит администратора или человека в белом халате. Бейджик на одежде укажет, как зовут этого человека и кем он работает. Если же бейджика нет, ребенок может подойти в магазине – к кассиру (деньги случайному человеку не доверят), в гостинице – к дежурному администратору, в метро – к дежурной у турникетов и т.д. Общий принцип – искать человека, находящегося на своем рабочем месте, и обращаться за помощью к нему.

Как снизить до минимума риск нарваться на преступника?

  1. Необходимо предварительно внимательно присмотреться к человеку, который может оказать реальную помощь.

Если ребенок ищет человека в форме, он должен знать, как выглядит милиционер, военный, железнодорожник, пожарный, охранник и т.п. Для этого родителям необходимо показать всех этих людей в форменной одежде (обращая особое внимание на фуражку, китель, брюки, ботинки или сапоги) сначала на страницах журналов и газет, а потом – во время прогулок, посещения магазинов, банков и других государственных учреждений.

Тогда рыбак в камуфляжной форме вызовет у ребенка разумные подозрения, как и  человек в милицейской фуражке, но в черных брюках, не являющихся частью формы милиционера.  Если около больницы стоит человек в белом халате, ребенок автоматически не будет считать его врачом, пока не увидит его рядом с таким же образом одетыми людьми. Взрослый человек в школе не будет ассоциироваться с учителем до тех пор, пока ребенок не увидит его рядом с другими работниками школы или учениками.

И, конечно же, ни в коем случае нельзя уходить из людных мест с «добровольными помощниками», которые обещают отвести к родителям. Риск уйти со злоумышленником очень велик. Ребенок должен остаться на месте и в категорической форме отказаться куда-либо уходить.

  1. Разговаривать с потенциальным спасителем нужно осторожно, поддерживая, по возможности, безопасную дистанцию, особенно в тех случаях, если ребенок не до конца уверен в своем собеседнике. Потерявшийся ребенок может попросить, скажем, охранника магазина позвонить его родителям и сообщить, где он находится. Для этого необходимо знать наизусть рабочие и сотовые номера телефонов родителей, а также других знакомых взрослых. Лучше всего, если ребенок позвонит и все объяснит сам. Во время беседы желательно стоять на расстоянии 2-3 метра от собеседника. Если человек, к которому обращается ребенок, действительно желает оказать помощь, он правильно поймет такое поведение. Если же он начнет приближаться, ребенку лучше убежать и поискать помощи в другом месте.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Чтобы дети избежали беды»

  • Сохраните в безопасном, надежном месте, цифровые отпечатки пальцев вашего ребенка, точное описание особых примет, фотографию анфас и в профиль.
  • Удостоверитесь, что ваши дети знают их номер телефона и адрес.
  • Покажите вашим детям, как набрать телефонный номер милиции и что говорить. Отрепетируйте с ними это несколько раз.
  • Всегда знайте, где ваши дети и они пусть всегда знают, где Вы.
  • Никогда не оставляйте вашего ребенка одного в общественном туалете.
  • Ребенок должен всегда сопровождаться взрослым.
  • Имя вашего ребенка не должно быть видимо. Например, написано на одежде, велосипеде, портфеле, игрушках.
  • Запретите Вашим детям разговаривать с незнакомцами или людьми малознакомыми через дверь.
  • Никогда не оставляйте Ваших детей одних в магазинах, например игрушек или книжных, не разрешайте им гулять вокруг торговых центров, вокзалов.
  • Если ребенок потерялся он никуда и ни с кем не уходит с места, где Вы расстались.
  • Знайте друзей Вашего ребенка, их телефоны, адреса, рабочие телефоны их родителей.
  • Знайте, обычные маршруты, по которым Ваши дети ходят в школу, к друзьям.
  • Обращайте внимание на неприязнь Ваших детей к кому-либо из окружающих. Попытайтесь выяснить почему?
  • Будьте начеку, если кто – то оказывает неуместное внимание вашему ребенку.
  • Никогда не пренебрегайте детскими опасениями, даже если Вы думаете, что они мнимые.
  • Убедите детей в том, что Вы придете на помощь, чтобы ни случилось.
  • Объясните детям быстро найти убежище, как себя вести в случае нападения.
  • Используйте пароль, если поручаете кому-то сопровождать Вашего ребенка.

 

Советы для самых маленьких.

Уважаемые родители, постарайтесь не пугать Вашего ребенка, но добейтесь того чтобы он твердо запомнил следующие правила:

  • Никогда не садись в автомобиль с незнакомым человеком. Если кто – то об этом просит – немедленно расскажи родителям
  • Всегда играй в компании друзей.
  • Никогда не принимай подарки (сладости) от незнакомцев без разрешения старших.
  • Никогда не соглашайся, куда-либо идти в сопровождении незнакомых людей.
  • Кричи со всей силы, если кто-то хочет тебя заставить сесть в автомобиль или куда-то идти.
  • Запомни свой адрес и номер телефона (включая код города), телефон 02.
  • Всего носи с собой список рабочих телефонов родителей.
  • Запомни секретный пароль, и соглашайся идти только с людьми, которые знают пароль.
  • Никогда не позволяй кому-то прикасаться к тебе. Сразу расскажи старшим, если это случилось.
  • Помни, что твои родители любят тебя и никогда не накажут за сообщение правды.
  • В случае нападения беги к зданию с вывеской.

 

Советы для детей младших классов.

  • Всегда сообщай родителям, куда ты идете.
  • Всегда гуляй в компании друзей.
  • Если увидишь кого – то праздношатающегося вокруг вашей школы или игровой площадки, расскажи об этом родителям или преподавателю. Постарайся запомнить, как выглядел этот человек. Например: высок он или низкоросл, смуглый или бледный, какая у него машина?
  • Не ходи с друзьями в безлюдные места ночью.
  • Не принимай подарков от незнакомцев.
  • Если кто – то предлагает сопровождать тебя – спроси разрешения у родителей.
  • Если испугался – беги к людям.
  • Ни с кем не обсуждай своих проблем, как бы плохо тебе не было.
  • Не открывай никому дверь и не отвечай на вопросы через дверь.
  • Если кто – то пытается ворваться в квартиру, звони в милицию а затем открой окно и кричи, зови на помощь.
  • Если люди в автомобиле спрашивают тебя, как куда-нибудь доехать, – не подходи близко и ни в коем случае не соглашайся сопроводить их даже если тебе по пути.
  • Никто не имеет право прикасаться к тебе. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать.
  • Если кто – то обещает тебе карьеру топ-модели или телезвезды, расскажи об этом родителям.
  • Если кто – то испугал тебя, сразу иди в безопасное место, туда где много людей.
  • Всегда настаивай на получении разрешения от родителей, если тебя куда-нибудь приглашают.

 

Советы для подростков

  • НЕ УБЕГАЙ ИЗ ДОМА! Если жизнь дома невыносима, поговори с преподавателем, доктором или кем-то кого ты уважаешь. Как только ты убежишь из дома ты окажешься в руках людей, которые попробуют использовать тебя в наркобизнесе, порнографии или проституции.
  • Будь очень осторожен с людьми, предлагающими свою дружбу. Помни, что, когда ты чувствуешь себя одиноким или угнетенным, вы – простая цель для негодяя, который притворно будет заботиться о тебе.
  • Никогда не принимай приглашения в безлюдные или неизвестные места. Будь осторожен с людьми, предлагающими тебе работу со слишком хорошей оплатой. Если хочешь подработать, найди работу через знакомых.
  • Никогда не соглашайся, чтобы тебя фотографировали незнакомые люди, даже если они обещают сделать тебя знаменитым и говорят, что все знаменитости так начинали.
  • Никогда не садись в автомобиль с незнакомцами. НИКОГДА НЕ ЕЗДИ АВТОСТОПОМ!
  • Гуляй в группах или с другом.
  • Никогда не ходи в безлюдные места, особенно ночью.
  • Всегда сообщай родителям, где Вы с друзьями собираетесь быть, и сообщай им об изменении планов.
  • Никто не имеет право прикасаться к тебе без твоего согласия. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать.
  • Будь осторожен с людьми, слоняющимися вокруг вашей школы, дома или мест встреч. Будьте наблюдательны. Хорошее описание человека может быть очень полезно.
  • Никогда не принимайте алкоголя, сигарет или наркотиков.
  • Доверься интуиции, если тебе страшно, значит, к этому есть причины.

Правила личной безопасности, которые должен знать каждый ребенок

Дома:

— попроси своих друзей и знакомых, чтобы они предупреждали тебя о своем визите по телефону.

—  если звонят в вашу квартиру, не спеши открывать дверь, сначала посмотри в глазок и спроси: «Кто?» (независимо от того, один ты дома или с близкими);

— не открывай дверь на ответ: «Я», попроси человека назваться;

— если ты его не знаешь, а он представился  знакомым твоих родных, которых в данный момент нет дома, попроси его прийти в другой раз и дверь не открывай;

— если же человек называет незнакомую фамилию, говоря, что ему дали этот адрес, не открывая дверь, объясни ему, что он неправильно записал адрес;

— если незнакомый представился работником ЖЭКа, почты и других служб, попроси его назвать фамилию, причину прихода, затем позвони ему на работу, и только получив подтверждение личности, открой дверь;

— если незнакомый попросил воспользоваться телефоном для вызова милиции или скорой помощи, не спеши открывать дверь, ты можешь сам  вызвать милицию и скорую помощь;

— если у вас на площадке собралась компания, распивающая спиртное или устраивающая драку, не вступай с ней в конфликт, вызови милицию;

— вынося мусорное ведро, запри дверь.

На улице:

— если ты хочешь уйти в соседний двор, обязательно предупреди родителей, с кем ты идешь и в каком часу вернешься;

— если вы с друзьями играете в прятки, не используйте при этом подвалы и другие подобные места;

— избегай ходить через лес или парк;

— если тебе показалось, что за тобой идут, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную остановку, обратись к любому взрослому человеку;

— если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя;

— если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди навстречу транспорту; если машина тормозит, отойди от нее подальше;

— если тебя остановили и попросили объяснить дорогу, не садись в машину и постарайся объяснить на словах;

— если незнакомый человек старается тебя чем-то угостить или предложить какую- либо вещь, вежливо откажись;

— если незнакомый человек представился другом твоих родителей или родственников, не спеши приглашать его домой и попроси  дождаться их прихода на улице;

— входя в подъезд, посмотри, нет ли посторонних. Если там несколько человека, или даже один человек, подожди, пока кто- нибудь войдет в подъезд вместе с тобой;

— ты вызвал лифт, и к тебе подошел незнакомый человек. Дождись, чтобы он уехал без тебя;

—  не оставляй записки о том, куда ты ушел и когда будешь, в дверях квартиры;

— ты пришел, но дверь в квартиру оказалась открытой, не спеши входить, зайди к соседям и позвони домой;

— если на улице тебе навстречу идет компания, перейди на другую сторону, в конфликт старайся не вступать.

В магазине:

— перед выходом из дома пересчитай наличные деньги;

— не говори никому о том, какой суммой денег ты располагаешь;

— если при тебе крупная сумма денег, попроси своих родственников сопроводить тебя;

— если тебе предлагают зайти в подсобку, палатку, машину, с тобой должен быть сопровождающий тебя человек;

— расплачиваясь, не показывай все деньги, имеющиеся у тебя.